Представьте, что вы проходите курс. Если в нём будут только лекции и проверочные задания, наверняка они быстро наскучат. Другое дело, когда в курсе есть вовлекающие элементы вроде бонусов и наград или обучение проходит в формате игры. Всё это — принципы геймификации и игрового обучения. В статье расскажем об отличиях и сходствах между этими подходами, а также подскажем, как понять, какой способ подходит вашей компании больше. Вы узнаете:
Геймификация — это подход, при котором внедряют элементы игры в процесс обучения. Например, в видеоиграх есть уровни прохождения, прокачивание персонажа, заработок баллов и очков, получение достижений. Когда такие элементы геймификации встраиваются в курс, он становится похожим на игру. Тогда скучная теория или тесты становятся интересными, что повышает мотивацию к обучению.
У технологии геймификации есть несколько принципов, которые отличают этот подход от других.
Мотивация. В игре у пользователей всегда есть чёткий стимул, который толкает проходить её дальше: завершение уровня, победа сложного босса или получение достижения.
Вознаграждение. В играх за успешное прохождение уровня геймер получает награду в виде очков опыта или виртуальных предметов, которые улучшают характеристики персонажа. В обучении тоже можно внедрить этот принцип — например, награждать сотрудников премией или подарочными сертификатами.
Ещё один вариант — вести систему внутренней валюты. Например, начислять баллы, которые работник получает за просмотр уроков и выполнение заданий. Их он может обменять на подарки — сокращённые дни, мерч компании или отгулы.
Награда — это дополнительная мотивация, из-за которой хочется проходить курс дальше
Изменение статуса. Большинство игр предусматривают систему прогресса: по мере прохождения у игрока растёт уровень или звание. Это повышает вовлечённость и вызывает желание получить высший статус быстрее других.
В корпоративном обучении на внутреннем образовательном портале можно ввести систему с несколькими ступенями условных рангов — например, чем больше уроков сотрудник посмотрел, тем выше его статус. Также можно добавить виртуальные достижения, которые работник получает за определённые результаты: например, «Самый активный студент» — за то, что проходит уроки быстрее других.
Геймификацию можно реализовать на внутренних платформах компании и в сторонних сервисах. Вот как это делают организации.
«Кухни-Экспресс». Одна из компаний, которая использует технологию геймификации в обучении сотрудников, — франшиза по производству кухонь «Кухни-Экспресс». 99% работников, которые проходят курсы, — дизайнеры-консультанты франчайзи. До внедрения геймификации обучение проходило в текстовом формате, но воспринимать информацию в таком виде сложно.
Чтобы сделать обучение увлекательнее для сотрудников, компания создала телеграм-бота. Каждую неделю он отправляет работникам задания, которые похожи на игровые квесты. Например, ответить на возражение клиента или разработать проект кухни для сказочного персонажа с учётом его пожеланий.
За успешно выполненные задания дизайнер получает внутреннюю валюту — баллы. По количеству очков выстраивается рейтинг лучших обучающихся — это вносит соревновательный элемент и мотивирует добиваться максимального результата. А ещё баллы можно обменять на призы вроде смартфона или робота-пылесоса.
Пример одного из заданий — создать проекты кухни для графа Дракулы
«Ростелеком». Провайдер цифровых услуг использовал геймификацию в онлайн-конференции об управлении ИТ-проектами. Чтобы повысить вовлечённость участников, помимо стандартного формата, компания предложила слушателям игровой. Конференцию стилизовали под сказку о Змее Горыныче и богатыре.
По сюжету Змей Горыныч послал на царство проклятье горящих проектов. Победить злодея вызывался богатырь Олег, который отправился на битву через дремучий лес проектной деятельности.
Задачей участников конференции было внимательно слушать спикеров и верно отвечать на вопросы ведущего в чате. За правильные ответы они получали артефакты, которые могли использовать в финальной битве. Самые активные слушатели также награждались призом — подпиской на онлайн-кинотеатр.
На финальной битве слушатели побеждали Змея Горыныча — для этого отвечали в чате на вопросы о проектной деятельности
EMC. Это американская компания по производству систем хранения данных. У неё есть корпоративный портал, на котором сотрудники общаются по рабочим вопросам. Задача — мотивировать их чаще пользоваться внутренней сетью, а не сторонними мессенджерами и другими сервисами.
Компания ввела на платформе систему начисления очков и достижений за активность. Например, сотрудники получают бейджи за то, что оставили определённое количество комментариев или заходили на портал ежедневно.
Результат: общая активность на платформе повысилась на 21%, количество ответов в обсуждениях — на 15%, число посещений — на 10%. Опыт EMC показывает, что даже простые геймификационные механики могут принести ощутимый эффект.
Достижения и очки сотрудников отображаются в личном кабинете
Образовательная геймификация вносит в обучение черты игры и развлечения, поэтому её используют многие компании. Преимущества такого подхода:
При внедрении геймификации важно помнить о её минусах, чтобы предотвратить возможные проблемы, которые связаны с ними:
Решение: установить ограничения на количество прохождений или начисление бонусов.
Решение: чтобы процесс обошёлся дешевле, можно не создавать собственную платформу с нуля, а использовать готовые сервисы, например iSpring Learn.
Игровое обучение — методика, при которой человек усваивает знания и получает навыки в процессе игры. Это не внедрение в обучение отдельных геймификационных элементов и механик, а полное погружение непосредственно в игру.
Суть в том, что игра в виртуальной среде воспроизводит реальные ситуации, в которые может попасть сотрудник во время работы. Например:
С развитием виртуальной реальности растёт популярность VR-обучения. Во время него сотрудник не сидит перед монитором компьютера, а надевает специальный шлем. С ним человек погружается в игру от первого лица, как будто на самом деле находится в этой обстановке: например, в лаборатории, на переговорах с клиентом или на медицинской операции.
Игра может быть разработана специально для конкретной компании в рамках обучения. Ещё один вариант — адаптация обычной развлекательной игры под образовательные цели бизнеса. Вот как это реализуют компании.
Domino’s Pizza. Это крупнейшая в мире сеть пиццерий из США. В 2011 году она разработала игру Pizza Hero, в которой игроки учились готовить пиццу по стандартам Domino’s. Рецепты и процесс приготовления были максимально приближены к реальности.
В игре предусмотрен рейтинг пользователей: чем быстрее игрок готовил пиццу и чем меньше ошибок совершал, тем выше его позиция оказывалась в списке. Пять тысяч лучших пользователей получили предложение на трудоустройство Domino’s Pizza. Компания придерживалась такой идеи: кто знает рецепты и процесс готовки, быстро адаптируется на реальной кухне.
В конце приготовления игрок видел свой результат и узнавал, насколько хорошо он справился с заказом
«Сбер». В 2016 году банк создал для сотрудников курс по основам кибербезопасности. Изначально теоретический материал занимал 300 страниц текста — чтобы прочесть и осмыслить такой объём информации, ушло бы много времени. В результате теорию упаковали в 33 мини-игры, прохождение которых в сумме занимало всего два часа.
Мини-игры были объединены одной сюжетной линией. Согласно задумке, игрок попадает в сверхсекретную лабораторию кибербезопасности. Его сопровождает виртуальный наставник, который выдаёт задания. Например, в одной мини-игре нужно придумать надёжный пароль, а в другой — предотвратить фишинговую атаку. За прохождение начисляются баллы, а также укрепляется виртуальный киберщит: в таком виде в компании придумали отображать прогресс.
Игрока сопровождал персонаж
ВТБ. Банку было необходимо найти сотрудников-стажёров для продуктовой разработки. Для этого в компании создали игру-симулятор формализации продуктовых гипотез и построения CJM — Customer Journey Map.
В онлайн-игре — два персонажа, которые задают вопросы, дают игроку обучающие комментарии и помогают строить CJM. Задача пользователя — разработать фичу для магазина тортов. По ходу прохождения человек изучает, что такое Customer Journey Map, как с ней работать и составлять её. Основная часть интерактива — разработка CJM по наводящим вопросам персонажей.
Герои с помощью наводящих комментариев помогали игроку построить CJM
Игровое обучение используют во многих сферах — от общепита до аэропортов. Большинство преимуществ и недостатков у этого подхода такие же, как у геймификации. Но и есть и уникальные особенности.
Преимущества:
Недостатки:
Решение: использовать готовые платформы, на которых уже есть шаблоны персонажей, уровней и других элементов.
Решение: соблюдать баланс между объёмом контента и простотой. Не пытайтесь добавить в игру все возможные механики.
Чтобы разобраться, чем различаются и похожи между собой геймификация и игровое обучение, сравним их по цели, методам и сферам применения.
У геймификации и игрового обучения одна задача — повысить эффективность обучения, чтобы сотрудники лучше усваивали знания и развивали профессиональные навыки. Несмотря на увлекательный процесс, в обоих случаях развлечение не становится самоцелью — в приоритете образовательная задача.
Также геймификация и игровой подход помогают добиться побочных целей, связанных с корпоративным обучением. Например, усиление сплочённости в коллективе, рост бизнес-показателей, налаживание адаптации для новых сотрудников и сокращение кадровой текучки.
По методам геймификация и игровое обучение отличаются. У каждого способа свои механики, поэтому процесс получения новых навыков для пользователя выглядит по-разному.
Нельзя однозначно сказать, что эффективнее — геймификация или игровое обучение. Выбор зависит от отрасли компании и компетенций, на развитие которых направлено обучение. Например, усваивать большой объём теории сотрудникам удобнее в формате геймификации, а отрабатывать практические навыки — в игре.
Геймификацию в корпоративном обучении можно встретить чаще: её проще и дешевле реализовать. Например, если у компании уже есть внутренний портал с загруженными материалами для обучения, туда достаточно добавить нужные элементы и механики.
Игровое обучение более затратно по времени и деньгам. Необходимо придумать и разработать полноценную игру: понадобится команда из программистов, гейм- и саунд-дизайнеров, тестировщиков и специалистов по обучению. Процесс состоит из нескольких этапов:
Геймификацию обычно используют в онлайн-курсах — так реализовать игровые механики проще, чем на очных тренингах. Если хотите быстро внедрить геймификацию в удалённом корпоративном обучении, вам может подойти LMS-платформа iSpring Learn. На ней сотрудники могут проходить курсы и тесты, которые вы туда загрузили или создали там с нуля.
С помощью iSpring Learn получится реализовать все принципы геймификации:
Платформа iSpring Learn доступна с любого устройства: проходить курсы удобно на компьютере, планшете, смартфоне. Запустить обучение можно за день — если у вас уже готовы учебные материалы, загрузите их на платформу и настройте механики геймификации. Если курс ещё не создан, разработайте уроки и тесты в конструкторе iSpring Suite и загрузите их в LMS в пару кликов.
Бесплатно протестировать все функции iSpring Learn и подключить до 10 сотрудников можно в демоверсии. За 14 дней вы сможете разобраться в инструментах и понять, подходит ли вам сервис.
Чем больше практики в обучении, тем оно эффективнее. Но если стажёры изучают теорию и делают…
По данным аналитиков GSMA, в 2024 году смартфоны есть почти у пяти миллиардов человек. Именно поэтому адаптация…
Платформ для корпоративного онлайн-обучения много — между ними достаточно сходств, но у каждой есть и особенности.…
Обучить сотрудников работать в новой программе бывает сложно. В ход пойдут и подробные инструкции с…
Один из способов превратить разрозненную группу сотрудников в сплочённую команду — провести тимбилдинг (от англ. team…
При просмотре видеоуроков работники могут заскучать и отвлечься — в итоге хуже усвоят материал. Удержать внимание…