Чтобы создавать полезные курсы для работников, компания вкладывает время и деньги. Обидно, если ресурсы не оправдают себя из-за того, что сотрудники плохо справились с обучением или вовсе не прошли его. Таких ситуаций можно избежать, если контролировать процесс и вовремя корректировать программу или систему мотивации.
Оценка результатов обучения персонала поможет узнать, как сотрудники справляются с материалами, и даже «защитить» новый курс перед руководством. А чтобы получать объективные результаты, процесс контроля можно автоматизировать.
В статье расскажем:
Если вы разработали обучение, загрузили его в LMS и назначили сотрудникам, это не значит, что работа с курсом окончена. Теперь нужно узнать, как слушатели с ним справились, какие материалы изучали с интересом, а какие пролистывали, почему кто-то не прошёл занятия до конца.
Когда у вас будут результаты аналитики, вы сможете:
Допустим, вы видите, что больше половины слушателей плохо сдают итоговый тест. Возможно, вопросы не соответствуют учебным материалам, сотрудники сталкиваются с технической ошибкой и ответы не засчитываются или какая-то тема вызывает затруднения.
Если отслеживать обучение, вы быстрее найдёте причину и сможете устранить неполадки в системе или скорректировать программу — например, провести дополнительный вебинар и добавить больше практических заданий.
ROI — индикатор эффективности инвестиций — не единственный показатель, который нужно учитывать. В статье «Расчёт эффективности обучения персонала: от опросников к ROI» рассказываем, на какие ещё критерии стоит обращать внимание.
Например, в компании Cozy Home запустили онлайн-обучение продавцов, и сотрудники учились отрабатывать возражения клиентов с помощью диалоговых тренажёров. Через полгода проанализировали результаты и выяснили, что формат эффективен: магазины стали перевыполнять план продаж на 4–6%. Руководителю отдела обучения такая информация пригодится, чтобы доказать топ-менеджменту необходимость регулярного обучения.
Отслеживать обучение можно вручную, например заносить данные в электронную таблицу, или с помощью специальных сервисов. Какой способ выбрать — зависит от количества сотрудников и числа запущенных курсов в компании, а ещё от целей анализа. Расскажем о трёх вариантах, чтобы вам было проще определиться.
LMS (Learning Management System) или, как её ещё называют, СДО (система дистанционного обучения), — это сервис, с помощью которого компании организуют электронное обучение сотрудников и управляют им. На платформу загружают учебные материалы и назначают курсы сотрудникам. Система автоматически собирает статистику, на базе которой можно создать отчёты.
LMS — лучший способ отслеживать обучение сотрудников, потому что она помогает:
В LMS данные по каждому слушателю формируются автоматически. Например, вы можете оценить успеваемость одного менеджера или всего филиала, увидеть, какие темы вызывают затруднения. А ещё не придётся тратить время, чтобы записывать сотрудников на курсы и напоминать о старте обучения: система сделает это автоматически.
LMS позволяет детально анализировать, как слушатели взаимодействуют с учебными материалами, например:
В LMS все данные собраны в удобные таблицы. Руководитель обучения может настраивать фильтры так, чтобы видеть необходимую информацию
В системе удобно отслеживать и прогресс слушателей.
Например, в компании «Кухни Экспресс» внедрили онлайн-курсы для дизайнеров, которые работают в магазинах-франчайзи по всей стране. Данные из LMS помогают специалистам по обучению контролировать уровень подготовки каждого дизайнера. А ещё сотрудники дают обратную связь, по результатам которой в программы вносят изменения. Так система обучения всегда остаётся актуальной и соответствует бизнес-показателям компании-франчайзи.
TMS (Training Management System) — это специальная программа для управления обучением. Если в LMS работают с обучением и организаторы курсов, и слушатели, то TMS предназначена только для организаторов. В TMS можно:
В TMS удобно проанализировать бизнес-показатели обучения, например его рентабельность
TMS пригодится в компаниях с развитой системой обучения и большим количеством сотрудников — так проще планировать бюджет и изучать аналитику. Программа понадобится и крупным онлайн-школам, которые продают курсы.
Не у каждой компании есть возможность и необходимость покупать LMS. Но даже если в организации 10–20 человек и проводятся только очные занятия, оценка результатов обучения персонала всё равно нужна. Для неё можно использовать электронные таблицы: Microsoft Excel или Google Sheets.
Минус способа: данные о занятиях, слушателях и их результатах придётся вносить вручную. Работу немного облегчат фильтры: если их настроить, получится отслеживать, кто прошёл курс, а кто ещё нет, а также какие результаты у слушателей.
Электронные таблицы — доступный, но не самый удобный способ отслеживать обучение сотрудников
Какие метрики оценки обучения отслеживать, зависит от целей компании, количества сотрудников и содержания курсов — универсального списка показателей нет. Для начала анализируйте наиболее важные метрики, о которых мы расскажем ниже. Их можно узнать, даже если в компании нет LMS и вы проводите очное обучение.
Процент завершения обучения. Метрика показывает, сколько сотрудников прошли курс или тренинг до конца. Знать количество слушателей нужно, чтобы:
Общий показатель завершения обучения можно разбить на сегменты — например, по отделам или должностям. Так будет проще понять, какая группа отстаёт.
Процент сдавших/несдавших. С помощью метрики можно увидеть, как сотрудники справляются с контрольными материалами, например тестами.
Допустим, большинство сотрудников правильно решают задания с первой попытки. С одной стороны, это говорит о том, что они хорошо усвоили материал. С другой — тест мог оказаться слишком простым, а значит, бесполезным. Бывает и так, что у многих «незачёт». Возможно, дело в некорректно составленных вопросах или пробелах в содержании курса. Чтобы не было «сюрпризов», отслеживайте эту метрику после каждого курса и при необходимости корректируйте учебные или контрольные материалы.
Изменения софт-скилов. Анализировать динамику твёрдых навыков проще, чем мягких. Сотрудник либо знает, что делать, либо нет — тогда результаты теста покажут это сразу.
Чтобы проверить софт-скилы, проводят оценку методом «360 градусов». Суть процедуры в следующем: ответственный за оценку по определённой методике собирает отзывы коллег о сотруднике, которого надо проверить. Затем анализирует ответы и оценивает, как изменились софт-скилы человека.
Опросить сотрудников можно через бумажные анкеты или с помощью LMS. В последнем случае на это потребуется несколько часов, а не дней.
Например, в ГК ЦВТ для оценки руководителей методом «360 градусов» выбрали LMS. Сотрудники — коллеги и подчинённые — заполняют анкеты на платформе. Данные опросов используют, чтобы составить индивидуальный план развития для каждого руководителя.
Результаты опроса после обучения. Этот показатель поможет понять:
Опираясь на ответы слушателей, получится доработать программу и сделать обучение полезным и интересным
Существует почти 1000 систем дистанционного обучения. Когда будете выбирать подходящую LMS, обратите внимание на такие критерии:
Эти и другие функции есть в iSpring Learn. На платформе можно создавать лонгриды, загружать аудио- и видеоматериалы, разрабатывать проверочные задания.
А чтобы вам было удобнее отслеживать метрики оценки результатов обучения, есть наглядная система отчётности. В ней можно посмотреть, сколько и какие курсы прошли сотрудники за определённый период, как справились с проверочными заданиями, какие ошибки допустили. Данные легко отфильтровать, чтобы, например, проанализировать результаты отдела или каждого сотрудника.
Как отслеживать прохождение обучения сотрудников? Есть три основных способа: LMS, TMS и электронные таблицы.
Читайте по теме: Как оценить эффективность электронного обучения в компании
Как вести учёт обучения на рабочем месте? Оптимальный способ — использовать LMS. В программе все данные сохраняются автоматически, они не потеряются и всегда будут под рукой.
Как проводить аудит обучения персонала? Создайте список курсов, проанализируйте показатели, изучите производительность сотрудников, которые прошли обучение. Оцените, насколько результаты соответствуют целям обучения. Подробно о том, что отслеживать и какие методы использовать, рассказали в статье «Аудит системы обучения персонала: когда и зачем проводить».
Чем больше практики в обучении, тем оно эффективнее. Но если стажёры изучают теорию и делают…
Представьте, что вы проходите курс. Если в нём будут только лекции и проверочные задания, наверняка…
По данным аналитиков GSMA, в 2024 году смартфоны есть почти у пяти миллиардов человек. Именно поэтому адаптация…
Платформ для корпоративного онлайн-обучения много — между ними достаточно сходств, но у каждой есть и особенности.…
Обучить сотрудников работать в новой программе бывает сложно. В ход пойдут и подробные инструкции с…
Один из способов превратить разрозненную группу сотрудников в сплочённую команду — провести тимбилдинг (от англ. team…