При внедрении корпоративного обучения компании могут столкнуться с проблемой: сотрудники проходят курсы неохотно, приходится постоянно напоминать им об обучении. В результате тренинги не будут приносить пользы, а бизнес зря потратит деньги на разработку образовательных программ. Чтобы избежать этого, необходимо мотивировать сотрудников к обучению. Из статьи вы узнаете:
От обучения в выигрыше остаются и рядовые сотрудники, и начальники отделов, и бизнес в целом. Работникам оно позволяет повысить профессиональные навыки, руководителям — объединить команду, а компании — снизить затраты на рекрутинг и адаптацию новичков.
Чтобы обучение приносило все эти плюсы, сотрудники должны быть вовлечены в него. Если в компании есть корпоративные курсы, но их не проходят, не получится развить профессиональные навыки работников, повысить их лояльности и снизить текучку.
Повышать интерес работников к обучению можно разными способами, но все они основаны на одном из двух видов мотивации: внутренней или внешней. Внутренняя мотивация — это личное стремление сотрудника получить знания, то есть ему интересно обучение само по себе. Внешняя обусловлена другими факторами — например, материальным вознаграждением или признанием коллег.
Руководителям проще всего повлиять на внешнюю мотивацию — для этого есть несколько методов. Рассмотрим каждый из них подробнее.
LMS (Learning Management System) — это онлайн-система по управлению обучения. В ней сотрудники могут проходить корпоративные курсы: просматривать записанные уроки и вебинары в прямом эфире, а также выполнять тесты.
Как онлайн-формат помогает повысить мотивацию персонала к обучению:
Раньше нефтеперерабатывающее предприятие «КазМунайГаз» обучало сотрудников очно. Разработка курсов занимала около месяца, причём наибольшая часть времени уходила на формальности вроде согласования учебных планов. В офлайне для этого нужно выпускать служебные записки и приказы.Затем компания перешла на онлайн-формат на платформе iSpring Learn. В результате время на подготовку курсов уменьшилось, а активность сотрудников в обучении повысилась. Руководителям стало удобнее отслеживать прогресс в прохождении курсов.
Одна из LMS, которая подойдёт для корпоративного обучения, — платформа iSpring Learn. В системе вы можете создавать курсы и тесты с нуля и загружать готовые материалы, а сотрудники — проходить их и оставлять обратную связь.
Чем удобен сервис:
Например, онлайн-сервис такси «Ситимобил» внедрил iSpring Learn, чтобы обучить водителей работать с их приложением. Сотрудники не могли разобраться в функциях и заваливали техподдержку вопросами. После создания курсов в LMS количество обращений снизилось на 40%, текучка водителей сократилась на 19%. А ещё водители стали получать меньше замечаний от клиентов — жалобы снизились на 28%.
У iSpring Learn есть бесплатная пробная версия на 14 дней. За это время вы и ваши сотрудники сможете ознакомиться со всеми функциями, протестировать платформу и понять, подходит ли она под ваши задачи.
Геймификация — это метод, при котором в обучение внедряют игровые механики. Например, когда за прохождение курса сотрудник получает бонусные очки, как в видеоигре за завершение уровня.
Геймификация повышает мотивацию осваивать навыки. Она учитывает естественное желание людей соревноваться друг с другом, достигать конкретных целей и получать награды за результат.
Геймификация основывается на нескольких принципах:
Геймификацию можно использовать в любых сферах бизнеса. Например, компания по производству кухонной мебели «Кухни Экспресс» внедрила в корпоративное обучение игрового телеграм-бота. Каждую неделю он отправляет дизайнерам задание, которое похоже на квест: например, отработать возражение клиента или создать проект кухни для определённого персонажа. За выполнения задания сотрудники получают баллы, которые можно обменять на приз вроде смартфона или робота-пылесоса.
В одном из заданий дизайнеры составляют проект интерьера для графа Дракулы
Если курс доступен в приложении на смартфоне и планшете, а не только на компьютере через браузер, у сотрудников больше выбора, в какое время его проходить. Это повышает комфорт и лояльность к обучению. Например, сотруднику не придётся задерживаться после рабочего дня, чтобы завершить модуль на корпоративном компьютере, — посмотреть уроки и выполнить задания можно дома с телефона.
Для мотивации сотрудников к обучению курс должен быть адаптирован под мобильные устройства. Например, чтобы текст было удобно прочитать с маленького экрана, а видео быстро загружались. Также важно учесть, что у сотрудников могут быть телефоны с разными операционными системами. Приложение должно поддерживаться на Android и iOS последних версий.
Не у всех LMS и конструкторов курсов есть мобильная адаптация, поэтому при выборе инструментов для обучения учитывайте этот факт. Например, в конструкторе уроков iSpring Suite учебные материалы автоматически подстраиваются под размеры экранов разных устройств: не нужно создавать один и тот же курс под различные гаджеты. А у платформы для дистанционного обучения iSpring Learn есть мобильные приложения для Android и iOS — материалы в них можно просматривать даже без интернета.
Важно, чтобы мобильная версия была не адаптивом, когда курс на телефоне загружается из браузера, — так могут возникнуть проблемы со скоростью работы. В идеале курс должен находиться в полноценном приложении, как в интерфейсе iSpring Learn
Один из способов, как руководителю мотивировать сотрудников к прохождению курсов, — микрообучение. Это подход, при котором человек получает информацию из учебных материалов небольшими порциями — например, курс состоит не из часовых лекций, а из коротких видео по 5–15 минут. Один урок посвящён одной небольшой, но конкретной теме: нельзя просто взять вебинар и беспорядочно нарезать его на куски.
Метод повышает мотивацию персонала к обучению и развитию, потому что сотруднику не нужно выделять отдельное время, чтобы непрерывно посмотреть вебинар. Обычно в течение рабочего дня сложно найти целый час, а ознакомиться с короткими видео и пройти мини-тест можно даже в обеденном перерыве или в промежутках между совещаниями.
Ещё один плюс микрообучения — оно не требует долгой концентрации. Некоторым людям сложно в течение нескольких часов фокусироваться на вебинаре: внимание рассеивается, и информация хуже усваивается. Из коротких видео можно вынести главные идеи, и информация запомнится лучше.
Например, микрообучение использует торговая сеть «ДА!», которая насчитывает 165 точек в Центральном федеральном округе. В штате около 3000 сотрудников в возрасте 25–38 лет. Специфика ретейла — покупатели приходят в магазины постоянно, с утра до вечера, поэтому компании было важно, чтобы обучение не отвлекало сотрудников от работы. Сеть внедрила систему дистанционного обучения iSpring Learn, на которой разместила короткие уроки длительностью до 9 минут. Результат: сотрудники отмечают, что обучение стало удобнее. Теперь у них есть база необходимой информации, через которую можно быстро освежить знания — например, вспомнить, чем отличается выкладка товаров в разных отделах.
Главная цель обучения для сотрудника — улучшить профессиональные навыки и вырасти как специалист, но некоторым она может казаться абстрактной. Именно поэтому эффективно ввести за обучение конкретную награду, которая будет служить дополнительной мотивацией.
Самые очевидные варианты — материальные. Например, можно начислять за завершение курса премию, дарить мерч компании, предоставить дополнительные дни отпуска или другие корпоративные бенефиты. Но многие сотрудники ценят не только материальное поощрение, но и моральную награду. Вы можете поощрить работников так:
Чтобы обучение было комфортным для сотрудников, важно периодически интересоваться их мнением о курсе: что им нравится, а что хотелось бы улучшить. На основе замечаний вносите корректировки в программу и содержание уроков.
Например, если работники говорят, что видео в учебных материалах долго загружаются, стоит перенести их на другой хостинг. А если формулировки вопросов в тестах кажутся неоднозначными и непонятными, это повод привлечь методолога и исправить задания.
Собирать обратную связь можно разными способами:
Если сроки для прохождения курса слишком сжатые и сотрудники не успевают вовремя закончить обучение из-за рабочих задач, это демотивирует их. Именно поэтому важно ставить реалистичные дедлайны, чтобы работник проходил уроки в комфортном темпе и это не отражалось на качестве выполнения основных задач.
Чтобы понять, сколько времени нужно выделить на обучение, вы можете сначала пройти его самостоятельно либо набрать фокус-группу из 3–5 сотрудников и предоставить им доступ к курсу. Попросите тестовую группу фиксировать, сколько часов или дней у них ушло на прохождение уроков, и выявите среднее значение.
Если многие сотрудники сообщают, что они не успевают пройти курс, важно прислушаться к их мнению. Например, отодвинуть дедлайны для завершения уроков или перераспределить рабочие задачи так, чтобы освободить время.
Чем больше практики в обучении, тем оно эффективнее. Но если стажёры изучают теорию и делают…
Представьте, что вы проходите курс. Если в нём будут только лекции и проверочные задания, наверняка…
По данным аналитиков GSMA, в 2024 году смартфоны есть почти у пяти миллиардов человек. Именно поэтому адаптация…
Платформ для корпоративного онлайн-обучения много — между ними достаточно сходств, но у каждой есть и особенности.…
Обучить сотрудников работать в новой программе бывает сложно. В ход пойдут и подробные инструкции с…
Один из способов превратить разрозненную группу сотрудников в сплочённую команду — провести тимбилдинг (от англ. team…