Таксономия Блума — это классификация целей обучения от простых к сложным. С её помощью выстраивают программы и отдельные занятия, отслеживают прогресс обучающихся и оценивают, что ещё им необходимо узнать.
Из статьи вы узнаете:
Бенджамин Блум — американский педагог-психолог. Он изучал, какие факторы и как влияют на успеваемость школьников. Оказалось, что часто учителя использовали универсальную программу и не учитывали потребности каждого ученика. Блум и его коллеги предположили, что, если педагоги будут практиковать индивидуальный подход, успеваемость станет лучше.
Чтобы доказать гипотезу, Блум начал разрабатывать систему обучения, в которой ученики должны отрабатывать навыки пошагово, а преподаватели в конце каждого блока проверять, как они усвоили материал. Так получится сразу заметить пробелы в знаниях и восполнить их дополнительными занятиями. По мнению Блума, система сработает, если наставники будут ориентироваться на условия обучения и чётко ставить цели.
Учёный создал особую классификацию — по принципу от простого к сложному. Так в 1956 году появилась таксономия Блума — иерархия целей, которая фокусируется на когнитивной сфере, то есть получении и применении знаний.
В иерархии было шесть уровней, которые расположили в виде пирамиды.
В 2001 году, спустя два года после смерти Блума, таксономию модернизировали. Коллега психолога Дэвид Крэтвол и ученик Блума Лорин Андерсон полагали, что в образовании нужен более динамичный подход, и акцент должен быть на результатах обучения. Они заменили существительные из классической таксономии на глаголы, а ещё поменяли местами два верхних уровня.
Именно пересмотренную таксономию Блума используют в обучении сегодня. Этот более современный подход помогает преподавателям ставить чёткие цели, а слушателям — понимать, чего от них ожидают.
В корпоративном обучении шкалу Блума применяют при создании курсов и проверочных тестов. Например, с её помощью методисты могут:
Для удобства представим сотрудников компании, которых обучают работе с новой CRM. Разберём, в чём суть каждого уровня мыслительных навыков по таксономии Блума, какие цели можно ставить и как проверять знания аудитории.
Материал первого уровня можно выучить наизусть, но этого недостаточно, чтобы применять теорию на практике. Именно поэтому переходят на следующий этап.
Когда сотрудники усвоили теорию, можно переходить на следующий уровень — к формированию умений.
Проверить, как сотрудники справляются с заданиями, можно с помощью тестов, тренажёров в системах дистанционного обучения (СДО или LMS). О том, как работает платформа и какие возможности в ней есть, читайте в статье «LMS — что такое система управления обучением?».
Если сотрудники освоили теорию и понимают, в каких ситуациях применять знания на практике, переходят к следующему этапу.
Чтобы сотрудник усвоил информацию, ему нужно овладеть разными категориями знаний. Когда Блум создавал таксономию, он учитывал три категории, а в пересмотренную версию добавили ещё одну — последнюю. Сегодня их перечень выглядит так:
Если совместить когнитивные процессы и категории знаний, получится таблица таксономии Блума. Её ещё называют матрицей.
Матрица таксономии Блума помогает преподавателям комплексно увидеть программу обучения и разработать задания для проверки знаний. А чтобы слушатели понимали, что от них требуется, важно правильно формулировать вопросы тестов. Для этого Блум и его последователи рекомендовали использовать конкретные глаголы, которые раскрывают суть действий слушателей.
Преподавателям матрица и таблица глаголов таксономии Блума помогают комплексно видеть всю программу курса. А слушатели не путаются в формулировках и понимают, к каким результатам им стремиться.
В корпоративном обучении таксономию Блума используют, чтобы создавать курсы, оценивать, как слушатели усваивают материал, и при необходимости разрабатывать индивидуальные программы. Разберём на примерах, как это можно делать.
С помощью классификации преподавателям легче подбирать верные цели и методы обучения, находить адекватные способы проверки знаний. Предположим, нужно разработать курс для менеджеров по продажам. Сформулируем цели и вопросы по уровням таксономии Блума.
Уровень таксономии | Цель | Пример |
Запомнить | Запомнить пять терминов | Что для этого надо сделать? |
— Посмотреть первый урок курса. | ||
— Выписать термины и определения к ним. | ||
Вопросы и задания для проверки | ||
— Отметьте термины, которые относятся к сфере продаж. | ||
— Выберите правильное определение понятия «воронка продаж». | ||
— Отметьте в списке этапы продаж | ||
Понимать | Понять, какую технику продаж использовал продавец | Что для этого надо сделать? |
— Посмотреть второй урок курса и внимательно изучить кейс. | ||
— Выписать техники продаж и их особенности. | ||
Вопросы и задания для проверки | ||
— Дайте определение техники продаж. | ||
— Выберите, что из перечисленного не является техникой продаж. | ||
— Посмотрите видео и выберите технику продаж, которую использовал продавец | ||
Применять | Смоделировать ситуацию, в которой применяется техника продаж | Что для этого надо сделать? |
— Пересмотреть второй урок курса. | ||
— Вспомнить техники продаж. | ||
— Описать ситуацию в 3–4 предложениях. | ||
Вопросы и задания для проверки | ||
— Соотнесите техники продаж и их ключевые особенности. | ||
— Опишите ситуацию, в которой оптимально использовать технику челлендж-продаж | ||
Анализировать | Сравнить две техники продаж, объяснить преимущества каждой | Что для этого надо сделать? |
— Посмотреть третий урок курса. | ||
— Выписать преимущества каждой техники продаж. | ||
Вопросы и задания для проверки | ||
— Распределите ситуации на две группы: 1) нужны SPIN-продажи, 2) нужны AIDA-продажи. | ||
— Посмотрите видео и ответьте на вопрос: почему в одной и той же ситуации сработала одна техника и не сработала другая? | ||
Оценивать | Объяснить, почему одна техника больше подходит для продажи товаров, а вторая универсальная | Что для этого надо сделать? |
— Посмотреть четвёртый урок курса. | ||
— Выписать особенности продаж товаров и услуг. | ||
— Вспомнить изученные техники продаж. | ||
Вопросы и задания для проверки | ||
— Прочитайте описание о продаже товаров, найдите ошибочные утверждения и выпишите их номера. | ||
— Посмотрите два фрагмента видео и сделайте вывод: какую технику продаж оптимально использовать в этой ситуации? | ||
Создавать | Разработать алгоритм успешной сделки, используя подходящую технику продаж | Что для этого надо сделать? |
— Вспомнить этапы продаж. | ||
— Выбрать подходящую технику продаж. | ||
Вопросы и задания для проверки | ||
— Выберите любую технику продаж и разработайте подробный план, которому вы будете следовать, чтобы заключить сделку |
Курсы и проверочные задания удобно создавать в электронных сервисах. Например, в компании «СберЛогистика» используют конструктор iSpring Suite. Сервис работает как надстройка над PowerPoint.
Чтобы обучать водителей-экспедиторов, СберЛогистика разработала универсальный базовый курс. Он состоит из 16 микрокурсов, например «Оплата при доставке», «Как вручить предоплаченную посылку без хлопот», «Как действовать при ДТП». До и после прохождения курса сотрудники выполняют практические задания. Это помогает оценить подготовку аудитории, эффективность обучения и спланировать работу с наставником на следующем этапе.
Чтобы информация в уроках была наглядной и хорошо усваивалась, создатели используют разные форматы:
Даже небольшой теоретический блок всегда завершают практическим заданием. Обычно это вопросы или кейсы, которые нужно решить. Такой формат эффективнее тестов, потому что нельзя зазубрить теорию или угадать правильный ответ: чтобы сдать «зачёт», сотруднику нужно понимать, как применять знания на практике.
Читайте также:
Если сотрудники будут проходить обучение «для галочки», это может привести к ошибкам в работе. Чтобы убедиться, что работники усвоили теорию и могут применить её на практике, проводят проверку знаний.
Например, в компании «Балтика» с помощью дистанционного обучения и тестирования одновременно готовят к работе 700 торговых представителей по всей России. Подробнее о том, как команда преподавателей разрабатывает задания для каждого курса, читайте в статье «Розлив знаний: как „Балтика‟ внедряла дистанционное обучение».
Разберём примеры заданий по таксономии Блума, которые будут проверять разные уровни знаний.
Для заданий используют следующие формулировки: выберите, назовите, отметьте, перечислите, пронумеруйте.
Для заданий используют следующие формулировки: объясните, дайте определение, расшифруйте.
Для заданий используют следующие формулировки: составьте, рассчитайте, добавьте.
Для заданий используют следующие формулировки: проанализируйте, сопоставьте, сравните, соедините, выявите.
Для заданий используют следующие формулировки: предположите, найдите ошибки, обоснуйте.
Для заданий используют следующие формулировки: составьте, разработайте, подготовьте.
Первую и пересмотренную версии таксономии Блума используют преподаватели и методисты во всём мире. Но у методики есть и критики.
Например, Роб Бергер из некоммерческой образовательной организации El Education считает, что обучение — это не иерархический и не линейный процесс. По его мнению, схема таксономии в виде пирамиды даёт ошибочное представление, что умения можно использовать отдельно друг от друга. Кроме того, складывается впечатление, что способности «анализировать», «оценивать» и «создавать» сложнее и важнее. А умениям «запоминать», «понимать» и «применять» не стоит уделять много внимания.
Бергер утверждает, что таксономия Блума неточно отражает способ, которым человек чему-то учится, и это особенно важно в обучении взрослых. Например, когда сотрудник знакомится с CRM, он не просто запоминает факты. Он с самого начала «руками» пробует осваивать программу. Получается, чтобы понять, нужно одновременно создавать и применять.
Есть ещё две проблемы, которые, по мнению некоторых преподавателей, мешают таксономии Блума быть «идеальной» методикой.
Проблема 1. Творчество воспринимается как цель, а не как инструмент обучения. В английском языке верхний уровень пересмотренной таксономии Блума называется creating — от глагола to create — «творить». Из-за этого преподаватели считают, что творческие и практические задания можно давать, только когда слушатели перешли на последний этап. Получается, что всё остальное время аудитории приходится выполнять типичные и иногда не самые интересные задания.
На самом деле творческий подход можно применять и на базовых уровнях таксономии. Например, попросить сотрудников инсценировать продажу (уровень «Создавать») и на этом примере разобрать этапы продаж (уровень «Запомнить»).
Проблема 2. Чрезмерное увлечение методикой. По мнению современных учёных и педагогов, пирамиду таксономии Блума не стоит воспринимать буквально и строго следовать порядку уровней.
В обучении взрослых нужно отталкиваться от их знаний, навыков, опыта и в соответствии с ними выстраивать программу. Например, сотруднику, который уже работал в сфере продаж, проще начинать с практики, то есть с верхних уровней, и параллельно осваивать теорию — на нижних ступенях.
Таксономия Блума — это иерархия образовательных целей, которая помогает преподавателям выстраивать индивидуальные программы в зависимости от того, как слушатели усваивают материал. Методика появилась в 1956 году, её автор — учёный и педагог Бенджамин Блум.
В 2001 году методику пересмотрели. По мнению коллег Блума, в обучении нужен более динамичный подход, а слушатели должны чётко понимать, что от них требуется. В результате существительные «знание, понимание, применение, анализ, создание, оценка» в описаниях уровней заменили глаголами и поменяли местами два верхних раздела: пирамиду завершает этап «Создавать».
Таксономию Блума применяют при создании программ обучения и проверочных заданий. Чтобы слушатели лучше усваивали материал, при оценке важно учитывать типы знаний: фактические, концептуальные, процедурные и метакогнитивные.
У таксономии много последователей, но есть и критики. Например, учёные считают, что необязательно начинать обучение с нижнего уровня. Другие полагают, что творчество — это цель, а не инструмент обучения. Третьи уверены, что только строгое следование методике приведёт к успешному результату.
Главное, помните, что таксономия Блума — это всего лишь инструмент. А в обучении стоит опираться не только на теорию, но и на реальность: опыт, знания и навыки аудитории.
Чем больше практики в обучении, тем оно эффективнее. Но если стажёры изучают теорию и делают…
Представьте, что вы проходите курс. Если в нём будут только лекции и проверочные задания, наверняка…
По данным аналитиков GSMA, в 2024 году смартфоны есть почти у пяти миллиардов человек. Именно поэтому адаптация…
Платформ для корпоративного онлайн-обучения много — между ними достаточно сходств, но у каждой есть и особенности.…
Обучить сотрудников работать в новой программе бывает сложно. В ход пойдут и подробные инструкции с…
Один из способов превратить разрозненную группу сотрудников в сплочённую команду — провести тимбилдинг (от англ. team…