Геймификация или игровое обучение: что выбрать

view list icon 20 января 2025
clock icon 18 мин

Для кого:

Менеджеры по обучению, HRD, L&D, руководители отдела обучения

article image
photo author

автор

Юрий Секретов

Более пяти лет изучает конструкторы курсов, их особенности и возможности. Продумывает сценарии обучения и оформления курсов, которые могут зацепить взрослых. В журнале рассказывает о управлении знаниями в компании и создании учебных материалов под нужды бизнеса. 

Представьте, что вы проходите курс. Если в нём будут только лекции и проверочные задания, наверняка они быстро наскучат. Другое дело, когда в курсе есть вовлекающие элементы вроде бонусов и наград или обучение проходит в формате игры. Всё это — принципы геймификации и игрового обучения. В статье расскажем об отличиях и сходствах между этими подходами, а также подскажем, как понять, какой способ подходит вашей компании больше. Вы узнаете:

  • что такое геймификация и игровое обучение;
  • в чём плюсы и минусы каждого подхода;
  • как компании используют эти методы (практические кейсы);
  • как реализовать геймификацию в своём корпоративном обучении.

Что такое геймификация

Геймификация — это подход, при котором внедряют элементы игры в процесс обучения. Например, в видеоиграх есть уровни прохождения, прокачивание персонажа, заработок баллов и очков, получение достижений. Когда такие элементы геймификации встраиваются в курс, он становится похожим на игру. Тогда скучная теория или тесты становятся интересными, что повышает мотивацию к обучению. 

У технологии геймификации есть несколько принципов, которые отличают этот подход от других.

Мотивация. В игре у пользователей всегда есть чёткий стимул, который толкает проходить её дальше: завершение уровня, победа сложного босса или получение достижения.

Вознаграждение. В играх за успешное прохождение уровня геймер получает награду в виде очков опыта или виртуальных предметов, которые улучшают характеристики персонажа. В обучении тоже можно внедрить этот принцип — например, награждать сотрудников премией или подарочными сертификатами. 

Ещё один вариант — вести систему внутренней валюты. Например, начислять баллы, которые работник получает за просмотр уроков и выполнение заданий. Их он может обменять на подарки — сокращённые дни, мерч компании или отгулы.

image

Награда — это дополнительная мотивация, из-за которой хочется проходить курс дальше

Изменение статуса. Большинство игр предусматривают систему прогресса: по мере прохождения у игрока растёт уровень или звание. Это повышает вовлечённость и вызывает желание получить высший статус быстрее других.

Читайте также


image

7 методов обучения персонала: как эффективно развивать команду

В корпоративном обучении на внутреннем образовательном портале можно ввести систему с несколькими ступенями условных рангов — например, чем больше уроков сотрудник посмотрел, тем выше его статус. Также можно добавить виртуальные достижения, которые работник получает за определённые результаты: например, «Самый активный студент» — за то, что проходит уроки быстрее других.

Примеры геймификации

Геймификацию можно реализовать на внутренних платформах компании и в сторонних сервисах. Вот как это делают организации.

«Кухни-Экспресс». Одна из компаний, которая использует технологию геймификации в обучении сотрудников, — франшиза по производству кухонь «Кухни-Экспресс». 99% работников, которые проходят курсы, — дизайнеры-консультанты франчайзи. До внедрения геймификации обучение проходило в текстовом формате, но воспринимать информацию в таком виде сложно.

Чтобы сделать обучение увлекательнее для сотрудников, компания создала телеграм-бота. Каждую неделю он отправляет работникам задания, которые похожи на игровые квесты. Например, ответить на возражение клиента или разработать проект кухни для сказочного персонажа с учётом его пожеланий.

За успешно выполненные задания дизайнер получает внутреннюю валюту — баллы. По количеству очков выстраивается рейтинг лучших обучающихся — это вносит соревновательный элемент и мотивирует добиваться максимального результата. А ещё баллы можно обменять на призы вроде смартфона или робота-пылесоса.

image

Пример одного из заданий — создать проекты кухни для графа Дракулы

«Ростелеком». Провайдер цифровых услуг использовал геймификацию в онлайн-конференции об управлении ИТ-проектами. Чтобы повысить вовлечённость участников, помимо стандартного формата, компания предложила слушателям игровой. Конференцию стилизовали под сказку о Змее Горыныче и богатыре.

По сюжету Змей Горыныч послал на царство проклятье горящих проектов. Победить злодея вызывался богатырь Олег, который отправился на битву через дремучий лес проектной деятельности.

Задачей участников конференции было внимательно слушать спикеров и верно отвечать на вопросы ведущего в чате. За правильные ответы они получали артефакты, которые могли использовать в финальной битве. Самые активные слушатели также награждались призом — подпиской на онлайн-кинотеатр.

image

На финальной битве слушатели побеждали Змея Горыныча — для этого отвечали в чате на вопросы о проектной деятельности

EMC. Это американская компания по производству систем хранения данных. У неё есть корпоративный портал, на котором сотрудники общаются по рабочим вопросам. Задача — мотивировать их чаще пользоваться внутренней сетью, а не сторонними мессенджерами и другими сервисами.

Компания ввела на платформе систему начисления очков и достижений за активность. Например, сотрудники получают бейджи за то, что оставили определённое количество комментариев или заходили на портал ежедневно.

Результат: общая активность на платформе повысилась на 21%, количество ответов в обсуждениях — на 15%, число посещений — на 10%. Опыт EMC показывает, что даже простые геймификационные механики могут принести ощутимый эффект.

image

Достижения и очки сотрудников отображаются в личном кабинете

Плюсы и минусы геймификации

Образовательная геймификация вносит в обучение черты игры и развлечения, поэтому её используют многие компании. Преимущества такого подхода:

  • Вовлекает в прохождение обучения — набирать очки и получать достижения увлекательнее, чем просто читать лекции и смотреть вебинары. Так курсы для сотрудников становятся эффективнее.
  • Формирует самостоятельность в обучении — сотрудникам интересно проходить курс, поэтому они будут делать это без напоминаний от руководителя.
  • Визуализирует прогресс — сотрудник видит, как меняется его уровень или статус в процессе прохождения обучения. Это мотивирует, потому что текущий результат можно наглядно сравнить с исходной точкой.
  • Повышает психологический комфорт — за счёт геймификации обучение меньше воспринимается как рабочая рутина и становится более похожим на развлечение. В итоге сотрудники проходят курсы быстрее, охотнее и без напоминаний. 

При внедрении геймификации важно помнить о её минусах, чтобы предотвратить возможные проблемы, которые связаны с ними:

  • Геймификация может стать самоцелью — например, когда сотрудник проходит один и тот же тест несколько раз, чтобы собрать как можно больше очков. 

Решение: установить ограничения на количество прохождений или начисление бонусов.

  • На внедрение механик геймификаций нужно выделять дополнительные ресурсы: это дороже, чем просто записать уроки и подготовить задания. 

Решение: чтобы процесс обошёлся дешевле, можно не создавать собственную платформу с нуля, а использовать готовые сервисы, например iSpring Learn.

Что такое игровое обучение

Игровое обучение — методика, при которой человек усваивает знания и получает навыки в процессе игры. Это не внедрение в обучение отдельных геймификационных элементов и механик, а полное погружение непосредственно в игру.

Суть в том, что игра в виртуальной среде воспроизводит реальные ситуации, в которые может попасть сотрудник во время работы. Например:

  • человек учится готовить пиццу в компьютерном симуляторе;
  • команда маркетологов находит новые гипотезы по продукту с помощью деловой игры;
  • менеджер по продажам учится отрабатывать возражения, пока взаимодействует с виртуальным персонажем.

С развитием виртуальной реальности растёт популярность VR-обучения. Во время него сотрудник не сидит перед монитором компьютера, а надевает специальный шлем. С ним человек погружается в игру от первого лица, как будто на самом деле находится в этой обстановке: например, в лаборатории, на переговорах с клиентом или на медицинской операции.

Примеры игрового обучения 

Игра может быть разработана специально для конкретной компании в рамках обучения. Ещё один вариант — адаптация обычной развлекательной игры под образовательные цели бизнеса. Вот как это реализуют компании.

Domino’s Pizza. Это крупнейшая в мире сеть пиццерий из США. В 2011 году она разработала игру Pizza Hero, в которой игроки учились готовить пиццу по стандартам Domino’s. Рецепты и процесс приготовления были максимально приближены к реальности.

В игре предусмотрен рейтинг пользователей: чем быстрее игрок готовил пиццу и чем меньше ошибок совершал, тем выше его позиция оказывалась в списке. Пять тысяч лучших пользователей получили предложение на трудоустройство Domino’s Pizza. Компания придерживалась такой идеи: кто знает рецепты и процесс готовки, быстро адаптируется на реальной кухне.

image

В конце приготовления игрок видел свой результат и узнавал, насколько хорошо он справился с заказом

«Сбер». В 2016 году банк создал для сотрудников курс по основам кибербезопасности. Изначально теоретический материал занимал 300 страниц текста — чтобы прочесть и осмыслить такой объём информации, ушло бы много времени. В результате теорию упаковали в 33 мини-игры, прохождение которых в сумме занимало всего два часа.

Мини-игры были объединены одной сюжетной линией. Согласно задумке, игрок попадает в сверхсекретную лабораторию кибербезопасности. Его сопровождает виртуальный наставник, который выдаёт задания. Например, в одной мини-игре нужно придумать надёжный пароль, а в другой — предотвратить фишинговую атаку. За прохождение начисляются баллы, а также укрепляется виртуальный киберщит: в таком виде в компании придумали отображать прогресс.

image

Игрока сопровождал персонаж

ВТБ. Банку было необходимо найти сотрудников-стажёров для продуктовой разработки. Для этого в компании создали игру-симулятор формализации продуктовых гипотез и построения CJM — Customer Journey Map. 

В онлайн-игре — два персонажа, которые задают вопросы, дают игроку обучающие комментарии и помогают строить CJM. Задача пользователя — разработать фичу для магазина тортов. По ходу прохождения человек изучает, что такое Customer Journey Map, как с ней работать и составлять её. Основная часть интерактива — разработка CJM по наводящим вопросам персонажей.

image

Герои с помощью наводящих комментариев помогали игроку построить CJM

Плюсы и минусы игрового обучения

Игровое обучение используют во многих сферах — от общепита до аэропортов. Большинство преимуществ и недостатков у этого подхода такие же, как у геймификации. Но и есть и уникальные особенности.

Преимущества:

  • Приближенность к реальному опыту: приготовление блюда в симуляторе больше похоже на реальный процесс, чем чтение теоретических конспектов.
  • Увлекательность: игра вовлекает в обучение. Так сотрудники проходят курсы с большим желанием, а процесс больше напоминает развлечение, чем рабочую задачу.
  • Простое усвоение материала: информация воспринимается лучше, когда вы не только читаете теорию, но и отрабатываете навыки на практике.

Недостатки:

  • Разработка игрового обучения стоит дороже, чем геймификация. Необходимо придумать и реализовать полноценную игру, которая при этом будет не просто развлекать сотрудников, а помогать им прорабатывать нужные навыки. Для этого нужно привлекать команду специалистов. 

Решение: использовать готовые платформы, на которых уже есть шаблоны персонажей, уровней и других элементов.

  • Если игра перегружена механиками, она может отвлекать от основной задачи — обучения. Есть риск, что сотруднику надоест разбираться в сложной системе уровней и наград и он не захочет проходить игру. 

Решение: соблюдать баланс между объёмом контента и простотой. Не пытайтесь добавить в игру все возможные механики.

Ключевые различия и сходства геймификации и игрового обучения

Чтобы разобраться, чем различаются и похожи между собой геймификация и игровое обучение, сравним их по цели, методам и сферам применения.

Цели и задачи

У геймификации и игрового обучения одна задача — повысить эффективность обучения, чтобы сотрудники лучше усваивали знания и развивали профессиональные навыки. Несмотря на увлекательный процесс, в обоих случаях развлечение не становится самоцелью — в приоритете образовательная задача.

Читайте также


image

Как создать структуру онлайн-курса: от выбора темы до готового сценария

Также геймификация и игровой подход помогают добиться побочных целей, связанных с корпоративным обучением. Например, усиление сплочённости в коллективе, рост бизнес-показателей, налаживание адаптации для новых сотрудников и сокращение кадровой текучки.

Методы и подходы

По методам геймификация и игровое обучение отличаются. У каждого способа свои механики, поэтому процесс получения новых навыков для пользователя выглядит по-разному. 

image

Нельзя однозначно сказать, что эффективнее — геймификация или игровое обучение. Выбор зависит от отрасли компании и компетенций, на развитие которых направлено обучение. Например, усваивать большой объём теории сотрудникам удобнее в формате геймификации, а отрабатывать практические навыки — в игре.

Применение

Геймификацию в корпоративном обучении можно встретить чаще: её проще и дешевле реализовать. Например, если у компании уже есть внутренний портал с загруженными материалами для обучения, туда достаточно добавить нужные элементы и механики.

Игровое обучение более затратно по времени и деньгам. Необходимо придумать и разработать полноценную игру: понадобится команда из программистов, гейм- и саунд-дизайнеров, тестировщиков и специалистов по обучению. Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Создание концепции, идеи и сюжета. Необходимо придумать сценарии, через которые сотрудник сможет получить необходимые знания. Самый простой способ — смоделировать в виртуальной среде типичные рабочие ситуации. Также на первом этапе нужно определиться, для какой платформы вы разрабатываете игру: например, для компьютера или мобильного устройства.
  2. Техническая разработка, дизайн, звуковое оформление. Программисты создают код, на основе которого будет существовать игровой мир. Дизайнеры рисуют персонажей, окружающую среду, элементы интерфейса. Композиторы и специалисты по звуку записывают голосовые диалоги, музыку и другие звуки, которые будут сопровождать пользователя в игре.
  3. Тестирование. Каждую реализованную функцию тестируют, чтобы выявить и исправить баги.
  4. Оптимизация. Программисты оптимизируют код, чтобы он работал без ошибок. Графику адаптируют под технические требования на разных устройствах — так игра не будет зависать.
  5. Релиз. Готовую игру выпускают и презентуют сотрудникам.

Какую платформу выбрать, чтобы реализовать геймификацию в обучении 

Читайте также


image

Что такое система дистанционного обучения

Геймификацию обычно используют в онлайн-курсах — так реализовать игровые механики проще, чем на очных тренингах. Если хотите быстро внедрить геймификацию в удалённом корпоративном обучении, вам может подойти LMS-платформа iSpring Learn. На ней сотрудники могут проходить курсы и тесты, которые вы туда загрузили или создали там с нуля.

С помощью iSpring Learn получится реализовать все принципы геймификации:

  • Мотивация — курс можно разделить на модули и уроки. Есть шкала прогресса, которая показывает процент пройденного материала. Это стимулирует сотрудников учиться дальше, чтобы полностью заполнить её.  
  • Изменение статуса — при прохождении курсов пользователи набирают очки, за которые получают достижения и бейджи, например «Лучший переговорщик» и «Хранитель знаний». Также доступен общий рейтинг: чем больше прогресс сотрудника в обучении, тем выше его позиция: это вносит соревновательный элемент.
  • Вознаграждение — вы можете настроить систему так, чтобы за просмотр уроков и правильное выполнение тестов сотрудники получали определённое количество очков. Тогда по итогам месяца или квартала получится награждать тех, кто набрал больше всего баллов: например, дарить корпоративный мерч или сертификат в магазин.

Платформа iSpring Learn доступна с любого устройства: проходить курсы удобно на компьютере, планшете, смартфоне. Запустить обучение можно за день — если у вас уже готовы учебные материалы, загрузите их на платформу и настройте механики геймификации. Если курс ещё не создан, разработайте уроки и тесты в конструкторе iSpring Suite и загрузите их в LMS в пару кликов.

LmsList LmsList

iSpring Learn используют сотни компаний. В том числе S8 Capital — многопрофильный российский холдинг, в штате которого суммарно около 7000 сотрудников. Основная игровая механика, которую используют в компаниях, — это вознаграждение. За курсы сотрудники получают баллы и могут обменять их на мерч с логотипом компании или сертификат на сокращённый рабочий день в пятницу. Также с помощью iSpring Learn в холдинге обучают через интерактивное кино. В результате сотрудники стали более вовлечены в обучение, а благодаря развёрнутой аналитике в iSpring Learn руководители могут отслеживать их прогресс.

Бесплатно протестировать все функции iSpring Learn и подключить до 10 сотрудников можно в демоверсии. За 14 дней вы сможете разобраться в инструментах и понять, подходит ли вам сервис.

Геймификация или игровое обучение: главное 

  • Геймификация — методика обучения, при которой в курсе используются игровые механики. Например, пользователь за изучение материала получает баллы, может следить за своим прогрессом и соревноваться с другими людьми, которые проходят курс.
  • Игровое обучение — это подход, при котором игра становится частью образовательного процесса. К примеру, сотрудник учится управлять автомобилем в виртуальном симуляторе.
  • Оба метода позволяют достичь одной цели: вовлечь персонал в корпоративное обучение, помочь работникам эффективнее осваивать навыки. Разница в том, как протекает процесс и какие механики реализованы.
  • Геймификацию используют чаще игрового обучения, потому что её дешевле и проще внедрить. Это можно сделать с помощью LMS-платформ, например iSpring Learn.

Больше публикаций о дистанционном обучении

slider arrow left
  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как выстроить систему наставничества в компании: развиваем новичков и укрепляем бизнес

    Иногда случается так: когда в компанию приходит новый сотрудник, первые дни он задаёт много вопросов коллегам и пытается вникнуть в рабочие процессы, а потом резко

    Юрий

    26 ноября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как адаптировать курс под смартфон: 13 простых правил создания мобильного курса

    По данным аналитиков GSMA, в 2024 году смартфоны есть почти у пяти миллиардов человек. Именно поэтому адаптация онлайн-курсов и обучающих программ под мобильную верси

    Вероника

    17 января 2025

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Подборка: 10 лучших LMS в России по мнению пользователей

    Платформ для корпоративного онлайн-обучения много — между ними достаточно сходств, но у каждой есть и особенности. Чтобы вам было проще сделать выбор, мы составил

    Елена

    15 января 2025

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как создать скринкаст: пошаговая инструкция и обзор 5 программ для записи видео

    Обучить сотрудников работать в новой программе бывает сложно. В ход пойдут и подробные инструкции с примерами и алгоритмами, и лонгриды, и схемы. Но даже это может п

    Юрий

    26 декабря 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Тимбилдинг для сотрудников: виды и методы проведения

    Один из способов превратить разрозненную группу сотрудников в сплочённую команду — провести тимбилдинг (от англ. team building — «построение команды»). Тимбилдинг — э

    Вероника

    18 декабря 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как создать интерактивное видео для обучения сотрудников за 6 шагов

    При просмотре видеоуроков работники могут заскучать и отвлечься — в итоге хуже усвоят материал. Удержать внимание слушателей можно с помощью интерактивного виде

    Елена

    27 ноября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как выстроить систему наставничества в компании: развиваем новичков и укрепляем бизнес

    Иногда случается так: когда в компанию приходит новый сотрудник, первые дни он задаёт много вопросов коллегам и пытается вникнуть в рабочие процессы, а потом резко

    Юрий

    26 ноября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как адаптировать курс под смартфон: 13 простых правил создания мобильного курса

    По данным аналитиков GSMA, в 2024 году смартфоны есть почти у пяти миллиардов человек. Именно поэтому адаптация онлайн-курсов и обучающих программ под мобильную верси

    Вероника

    17 января 2025

slider arrow right
slider arrow left slider arrow right