Как выбрать систему дистанционного обучения для вашего бизнеса

view list icon 23 марта 2021
clock icon 9 мин
article image

Система дистанционного обучения (СДО) — это интернет-сервис, на котором можно развивать сотрудников онлайн: проводить вебинары, назначать уроки, курсы, тестировать и следить за успеваемостью команды. В этой статье разберём, какие бывают СДО и как выбрать подходящую для вашей компании. 

Зачем нужна СДО

Сократит срок адаптация новичков. Если у вас в компании есть СДО, обучение не зависит от графика работы бизнес-тренеров, руководителей и наставников. Новички смогут изучать стандарты и регламенты в удобное время, например, по дороге домой или на обеде — рабочее время останется для работы.

Ускорит аттестацию сотрудников. Вместо бумажных опросников вы создаете онлайн-тесты. Система сама назначит тест и проверит результаты. Вы увидите квалификацию каждого сотрудника: его сильные стороны и зоны роста. 

Поддерживает единый стандарт обучения. Чаще всего обучением сотрудников занимаются руководители или наставники. Не все из них хорошие педагоги. У каждого свой подход к работе. С помощью СДО вы сможете создать одну программу обучения, которой будут следовать сотрудники из всех филиалов, а после работать по единым стандартам.

Поможет учить персонал дистанционно. Чтобы учить сотрудников по всей России, не понадобится штат тренеров. Достаточно собрать курс в СДО и назначить сотрудникам. Они смогут пройти его с любого устройства, а вы сразу увидите результаты. 

Чтобы работать было проще, некоторые системы позволяют собирать траектории обучения под каждую должность и сами подбирают материалы для развития сотрудников, изучить их слабые стороны. 

Сократит расходы на обучение. Больше не придётся тратить деньги на командировочные бизнес-тренерам, билеты на самолет и аренду помещения для обучения. Все смогут учиться с компьютера, планшета или со смартфона, лишь бы был интернет.

Создаст базу знаний. Вы можете собрать в СДО все нужные для работы материалы: стандарты, инструкции, регламенты и чек-листы. Всё будет храниться в одном месте. Каждый сотрудник сможет зайти в СДО и освежить что-то в памяти.

Также база знаний поможет в работе. Например, вы можете загрузить сюда электронный каталог товаров, если ваши сотрудники — продавцы в магазине. У них будет доступ к информации о всех товарных единицах, чтобы без ошибок консультировать клиентов и предлагать наилучшее решение. Это очень пригодится, если каталог слишком большой, чтобы запомнить или выучить наизусть.

Критерии для выбора СДО

Нет смысла выбирать СДО с большим набором функций и переплачивать за лишнее. Требования к системе зависят от задач вашей компании. Например, если вам нужно ускорить адаптацию, пригодится система, в которой есть траектории обучения под каждую должность, онлайн-тесты, вебинары, возможность поделить сотрудников на отделы и автоматическое назначать программы обучения новичкам, чтобы вы не тратили на это время. 

Если в довесок к этому набору опций вам предлагают систему управления талантами, чат-ботов и встроенную CRM, возможно, стоит отказаться. На старте вам не пригодятся эти функции — потратите деньги зря. 

При выборе системы дистанционного обучения обратите внимание на следующие вещи:

Коробка или облако. Коробочные устанавливаются на сервер компании, а облачные работают через интернет — достаточно создать аккаунт.

Если в компании ещё нет сервера, на который установят систему и нет специалиста, который этим займётся, больше подойдёт облачная версия. Перед покупкой уточните, где находятся сервера. Для некоторых компаний из-за политики безопасности важно, чтобы они были в России. 

Но если компании критически важно, чтобы информация хранилась в её базе данных, присмотритесь к коробке.

Портфолио и клиенты. Узнайте, компании из каких отраслей работают в СДО и какие у них отзывы. Чем больше крупных брендов используют систему, тем выше шанс, что она надежная. Также по списку клиентов проще понять, подойдет ли СДО под вашу отрасль. 

Стабильность при высокой нагрузке. Если вы планируете обучать сразу несколько тысяч сотрудников, важна стабильность системы. Некоторые СДО не рассчитаны на большое количество пользователей и перестают работать под высокой нагрузкой. А некоторые требуют за определённое количество учеников отдельную плату. 

Понятный интерфейс и простота управления. Если у системы сложный интерфейс, придётся нанимать IT-специалиста, который будет с ней работать: добавлять новых пользователей, загружать курсы, назначать обучение и выгружать отчёты. 

Разработчики некоторых СДО делают управление максимально простым и понятным, чтобы с ним справился человек без технической подготовки. Например, бизнес-тренер или HR-специалист. Если выберите такую СДО, вам не придётся искать программиста и расширять штат.

Оформление в фирменном стиле компании. Это поможет придать системе обучения уникальность. Если у вашей компании есть корпоративные цвета, шрифты или логотип, должна быть возможность добавить это всё в интерфейс.

Геймификация даёт возможность награждать учеников за прохождение курса, отличную учёбу или своевременную сдачу тестов. В некоторых СДО есть магазин подарков, в котором за баллы и очки можно получить реальные призы. Всё это поможет повысить мотивацию к учёбе. 

Безопасность и защита контента. В ваших курсах может быть конфиденциальная информация о компании, которой захотят завладеть злоумышленники. Чем тщательнее в СДО охраняют данные, тем спокойнее специалисты по безопасности вашей компании. 

Круглосуточная техподдержка. От того, как быстро отвечает техподдержка, зависит запуск проекта по обучению. Ведь на старте у вас появится много технических вопросов, которые нужно решить.

Хорошо, если техподдержка работает круглосуточно и отвечает в течение двух часов удобным для вам способом: по телефону, в чате или по электронной почте.

Цена с учётом скрытых платежей. Проверьте заранее, все ли нужные функции включены в стоимость и какие есть дополнительные платежи. Например, за лишние гигабайты для хранения учебных материалов или число пользователей. 

СДО в едином реестре российского ПО. Туда могут попасть только проверенные продукты. Это важный критерий для компаний, у которых повышенные требования к информационной безопасности. 

План развития СДО на год или два. Как правило, компания покупает систему обучения на несколько лет. От того, как производитель будет развивать СДО, зависит ваша работа. 

Бывает так, что разработчики перестают поддерживать систему или затачивают под определенную отрасль. Например, производство. Тогда клиентам из ритейла и фармацевтики приходится искать новое решение для онлайн-обучения. 

Чтобы не попасть в ловушку, перед покупкой попросите разработчиков показать вам план развития продукта на ближайшие два года. 

Регулярные обновления. Это показатель качества и серьёзного отношения компании. Если систему обновляют каждый месяц или квартал, значит, разработчики прислушиваются к клиентам и вкладывают силы в развитие продукта. И вы можете рассчитывать, что ваши пожелания тоже включат в грядущие обновления.

В блоге iSpring можно прочитать статью с обзорами на современные платформы для онлайн-обучения. В статье рассмотрели наиболее удобные платформы для решения разных задач— от корпоративного обучения до создания и продажи курсов.

Чек-лист по выбору СДО

Мы составили примерный чек-лист наиболее популярных и распространённых требований к СДО, вы можете воспользоваться уже готовым списком или доработать его под свои требования.

Быстрый старт

  • Системой можно управлять самостоятельно, без технического специалиста
  • Есть бесплатный пробный период, чтобы протестировать возможности и примерить СДО для своих нужд
  • Не нужно долго разбираться в интерфейсе и настройках
  • У СДО есть база знаний, которая поможет разобраться

Технические требования и безопасность 

  • Система соответствует стандартам безопасности вашей компании
  • Есть интеграция с корпоративными системами через API
  • СДО выдержит нагрузку с вашим количеством пользователей
  • Есть защита персональных данных
  • Система гибкая, её можно доработать под ваши требования
  • Можно настроить разные роли и уровни доступа: ученики, наставники, преподаватели

Необходимые функции

  • Есть поддержка всех типов контента, которые вам нужны: например, видеоуроки, картинки, word, PDF, HTML5, SCORM-курсы и PowerPoint
  • Есть достаточно места для хранения вашего контента. Многие системы берут отдельную плату за превышение лимита
  • Сотрудники могут проходить курсы с мобильных устройств и офлайн
  • Можно проводить вебинары и сохранять их
  • Есть возможность геймификации обучения: рейтинги, достижения, призы за отличную учёбу
  • Можно проводить аттестацию всех сотрудников с автоматической проверкой результатов

Интерфейс и дизайн

  • Интерфейс на русском языке
  • Система совместима с нужными браузерами и операционными системами
  • Можно настроить дизайн в корпоративном стиле: добавить логотип, шрифты и фирменные цвета

Сервис и техподдержка

  • Техподдержка круглосуточная, и с ней можно связаться удобным для вас способом
  • Техподдержка решает проблему в течение двух часов
  • Вам провели демо-вебинар по возможностям и сценариям использования СДО
  • Обновления системы выходят раз в полгода и чаще
  • Понятно, из чего складывается полная стоимость СДО
  • Есть отзывы пользователей, с которыми вы можете связаться и уточнить детали

Совет: Чтобы было проще сравнивать между собой конкурентов, составьте таблицу с нужными критериями и списком разных СДО. Так вы наглядно увидите преимущества и недостатки разных систем.

Больше публикаций о дистанционном обучении

slider arrow left
  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    6 этапов создания диалогового тренажёра для обучения персонала переговорам

    Научиться работать в CRM или на кассовом аппарате можно на практике: если что-то пойдёт не так, действие легко отменить и начать сначала. С обучением навыкам общения

    Юрий

    07 августа 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    3 способа оценки эффективности обучения персонала

    Чтобы создавать полезные курсы для работников, компания вкладывает время и деньги. Обидно, если ресурсы не оправдают себя из-за того, что сотрудники плохо справили

    Надежда

    20 сентября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как провести тестирование сотрудников дистанционно за 7 шагов

    Тестирование — способ, с помощью которого можно проверить квалификацию сотрудников, оценить новичков и подобрать кандидата на должность. Однако, если не знать, ка

    Юрий

    16 сентября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как создать курс в Moodle: инструкция с двумя способами

    Moodle — это бесплатная система дистанционного обучения (СДО). В ней можно размещать курсы как для сотрудников, так и для студентов образовательных учреждений.  Даё

    Елена

    12 сентября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    eLearning и педагогический дизайн: книги, которые стоит прочесть в 2024 году

    Всё больше российских компаний (92%) выбирают для обучения сотрудников смешанный формат — не только с очными лекциями, но и с онлайн-курсами. Чтобы запускать полезн

    Вероника

    11 сентября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    12 систем корпоративного обучения в крупных компаниях

    Корпоративное обучение влияет не только на профессионализм сотрудников и их мотивацию, но и на показатели самой компании. Если команда развивается, бизнес тоже ст

    Надежда

    10 сентября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    6 этапов создания диалогового тренажёра для обучения персонала переговорам

    Научиться работать в CRM или на кассовом аппарате можно на практике: если что-то пойдёт не так, действие легко отменить и начать сначала. С обучением навыкам общения

    Юрий

    07 августа 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    3 способа оценки эффективности обучения персонала

    Чтобы создавать полезные курсы для работников, компания вкладывает время и деньги. Обидно, если ресурсы не оправдают себя из-за того, что сотрудники плохо справили

    Надежда

    20 сентября 2024

slider arrow right
slider arrow left slider arrow right