Микролёрнинг — тренд современного онлайн-образования, который часто используют в корпоративном обучении. Микрокурсы длятся около 15 минут, поэтому их проще встроить в рабочую рутину — даже в плотном графике сотрудники смогут найти время на изучение материала. К тому же часто микрообучение эффективнее обычного. В статье разберёмся, почему так происходит, а также расскажем:
- Чем микрокурсы отличаются от обычных онлайн-занятий.
- В чём преимущества микрообучения.
- Как выстроить эффективный процесс микролёрнинга сотрудников.
Что такое микрообучение?
Микрообучение в образовании — это подход, при котором сотрудник получает большой объём информации частями. Уроки длятся 5–20 минут и охватывают одну конкретную проблему или вопрос. Небольшая длительность занятий связана с тем, что многие не умеют или не имеют возможности долго удерживать внимание.
Наличие проблемы с концентрацией подтверждает исследование учёных из Массачусетского технологического института. Они проанализировали около 7 млн обучающих видео. Цель — найти закономерность между длиной ролика и продолжительностью просмотра. Оказалось, что чем дольше длилось видео, тем быстрее его выключали. Так учёные сделали вывод, что оптимальная длина ролика — 6–12 минут. За это время можно ёмко и понятно объяснить даже сложную тему.
Пример, как всего за 3 минуты в игровой форме легко рассказывается о технологии SMART
Обычный учебный материал не превратится в микрокурс, если просто урезать его продолжительность или разделить на несколько модулей. Нужно выделить самое важное, структурировать информацию и подать её наглядно. Чем разнообразнее, тем лучше. Например, в состав микрокурсов могут входить видео, презентации, лонгриды, подкасты, игры, интерактивы и тесты.
Преимущества микрообучения
Согласно выводам исследования портала Mordor Intelligence, в ближайшее десятилетие спрос на микролёрнинг будет стабильно расти. Благодаря микрокурсам компании создают систему непрерывной и эффективной подготовки персонала, а у сотрудников есть возможность быстрее усваивать информацию. Мы расскажем о 10 основных преимуществах микрообучения.
Удобство и гибкость
Компания Deloitte подсчитала, что в среднем сотрудник может выделить только 1% рабочего времени, чтобы развиваться профессионально. Получается, если человек трудится по 40 часов, у него есть 24 минуты в неделю или около 5 минут в день, чтобы учиться. Микрокурсы как раз займут это время. При этом сотрудник не получит сверхнагрузку, поэтому рабочие показатели не ухудшатся.
Микрообучение легко вписать в обычную рутину. Как правило, уроки адаптированы под мобильные устройства, поэтому включить лекцию можно где угодно. Например, пройти урок получится в обеденный перерыв в кафе, сидя в очереди к врачу или в ожидании, когда сварятся макароны.
Повышение вовлечённости
Маленькие курсы больше нравятся сотрудникам, поскольку легче воспринимаются — к такому выводу в ходе своего исследования пришла Ассоциация развития талантов (ATD). В микрокурсах новая информация подаётся сжато и небольшими порциями, поэтому сотрудникам психологически проще проходить обучение: нужно сосредоточиться всего на несколько минут, вместо того чтобы смотреть лекцию 2–3 часа.
Выводы Ассоциации развития талантов подтверждает и опыт американской медицинской компании Magellan Health. После внедрения микрообучения сотрудники с большим интересом стали изучать учебные материалы. Раньше всего 60 человек в год посещали портал с корпоративными курсами. Когда организация предложила новый, короткий формат уроков, процент прохождения повысился с 1 до 80% за год. В итоге компании удалось обучить около 700 сотрудников за 6 месяцев.
Быстрое усвоение знаний
Как правило, микрокурсы — это серия коротких обучающих материалов на одну тему, в которых необходимая информация ёмко сосредоточена в нескольких уроках. Грамотная структура помогает не запутаться и постепенно переходить от простых тем к более сложным. Сотрудникам не нужно вычленять важное и структурировать большие объёмы: всё уже сделано за них.
Создание микрокурсов быстрее и дешевле
Стратеги компании TraningMagNetwork and Vignettes Learning Рэй Хименес и Винс Хан считают, что разработка микрокурсов на 300% быстрее и на 50% дешевле, чем создание обычных программ. Чтобы сделать короткий видеоурок, не нужно придумывать большой сценарий, несколько часов записывать спикера в студии, а затем долго отбирать и монтировать материал.
Выбор в пользу онлайн-обучения и микрокурсов сделала сеть магазинов для здорового питания «ВкусВилл». Организация столкнулась со сложностями: при очных тренингах адаптация новичков занимала около 5 месяцев, не хватало тренеров, времени и ресурсов. ВкусВилл успевал обучить только 30% персонала.
Когда компания запустила микрокурсы, быстро обучать персонал стало легче, и ВкусВилл стал запускать мини-курсы по сезонным товарам. Например, многие покупатели не запоминают, какой сорт яблок взяли, поэтому перед оплатой им приходится возвращаться к прилавку и уточнять название. Организация сделала микрокурс по сортам яблок. Теперь продавцы быстро определяют вид продукта, благодаря чему скорость обслуживания увеличилась.
В результате ВкусВилл ежегодно экономит более 2 млн рублей, а уровень сервиса после введения микрокурсов вырос на 17%.
Лёгкость обновления контента
Микрокурсы проще не только создавать, но и обновлять. Короткий контент любого формата быстрее актуализировать и подстраивать под постоянно меняющиеся запросы компаний. Например, в презентации из 5–8 слайдов получится легче заменить устаревшую информацию, чем в большом материале на 200 страниц.
Меньшая когнитивная нагрузка
Согласно теории когнитивной нагрузки педагога-психолога Джона Свеллера, человек может воспринимать и эффективно усваивать знания, только когда новая информация не перегружает мозг. При микрообучении знания подаются постепенно, поэтому сотрудник не перенапрягается и может легче разобраться даже в непростом материале.
Собрали 3 совета, как уменьшить когнитивную нагрузку при микрообучении:
- При разработке курсов руководствуйтесь принципом «от простого к сложному». Так сотрудники смогут опираться на уже изученные понятия при работе с новыми материалами.
- Используйте наглядные схемы, избегайте сложных формулировок и соблюдайте чёткую структуру повествования.
- Добавляйте иллюстрации. Они помогут легче воспринимать материал любого уровня сложности и меньше уставать при обучении.
Подходит для различных тем
В микрокурсы получится упаковать любую тему: от рассказа о ценностях компании до обучения техникам продаж. Отличие будет в количестве уроков: если материал сложный, уроков потребуется больше. Например, для знакомства новичка с регламентом компании будет достаточно пары занятий, а на изучение всего ассортимента может уйти 5–10 уроков.
Формат уроков ограничен только возможностями платформы. Это может быть и статья, и видеокурс, и интерактивное задание. Вот пример тренажёра из микрокурса по мерчандайзингу, в котором персоналу нужно правильно расставлять товары на полках:
Цель интерактивного мини-урока — переставить товары так, чтобы они располагались правильно
Положительное влияние на корпоративную культуру
Поскольку микрокурсы легче внедрить и их, как правило, проходят с большим энтузиазмом, вовлечённость в микролёрнинг растёт. Так у сотрудников появляется новое совместное занятие. Они могут работать в группах над общим заданием в рамках обучения, обсуждать курсы между собой или обратиться к руководству с предложениями или замечаниями. Таким образом, корпоративная культура в компании укрепляется.
Выстроить эффективную систему обучения персонала в организации получится, если подобрать для этого грамотные методы. О том, какие методики существуют и как выбрать подходящую для вашей компании, читайте в статье «7 методов обучения персонала: как эффективно развивать команду».
Поддержка непрерывного обучения
Эффективность непрерывного обучения обоснована научно. Немецкий учёный Герман Эббингауз провёл исследование в области человеческой памяти. Согласно результатам, около 50% информации человек забывает уже через 20 минут после окончания урока, а через месяц в памяти остаётся не больше 20% материала.
При микрообучении для каждого нового урока приходится держать в уме уже изученные материалы, постоянно вспоминать пройденное и закреплять знания. Поэтому они переходят в долгосрочную память. При многократном повторении сотрудники с большей вероятностью применят полученные навыки на практике, а не просто забудут только что прослушанную информацию.
К тому же внедрить микрокурсы как обязательную рабочую рутину проще. Короткие уроки удобнее и создавать, и обновлять, поэтому компания может регулярно выпускать новые материалы.
Возможность использования на мобильных устройствах
Согласно исследованию портала Lynda.com, сотрудники, которые используют для обучения смартфоны, проходят курсы на 45% быстрее, чем те, кто учится на компьютере. Смотреть длинную лекцию или большую презентацию вряд ли будет удобно на мобильном устройстве, а микрокурс отлично подойдёт для изучения на планшете или телефоне.
Чтобы сотрудникам было удобно проходить курс с телефона, важно выбрать платформу с мобильной версией. Например, в LMS iSpring Learn обучение можно открыть с любого устройства — материалы будут отображаться корректно. А если скачать приложение, проходить курсы получится даже без интернета.
Пример использования микрокурсов
Микрокурсы подойдут как для внутреннего обучения сотрудников, так и для вовлечения внешних партнёров в продуктовый микролёрнинг компании. Рассмотрим пример сотрудничества французского парфюмерного и косметического бренда от L’Oreal — Lancome — и торговой сети «Золотое Яблоко».
Lancome было важно сохранить рейтинг бренда у партнёров, увеличить продажи своего продукта в магазинах сети и замотивировать продавцов «Золотого Яблока» активно предлагать товары от Lancome. Чтобы повысить уровень знаний сотрудников о продуктах бренда, Lancome запустил внешнее онлайн-обучение.
Выбор сделали в пользу платформы iSpring, поскольку с помощью конструктора iSpring Suite можно быстро и легко создать учебные материалы по ТЗ сети с учётом tone of voice люксового бренда. Так, например, для компании было обязательно использовать фирменные корпоративные цвета — функционал сервиса позволил это сделать. Учебные материалы организация разместила на онлайн-платформе iSpring Learn.
Следуя тренду на микрообучение, компания сделала все курсы длительностью до 15 минут. Так у Lancome получилось максимально вовлечь сотрудников, не отвлекать их от работы надолго и не занимать свободное время. Согласно опросу, 90% персонала проходят микрокурсы со смартфонов, поэтому Lancome адаптирует учебные материалы под разные устройства. В основе каждого урока лежит практика, чтобы не только познакомить персонал с продукцией бренда, но и научить её продавать. Для этого используют диалоговые тренажёры и тесты.
С помощью диалогового тренажёра сотрудники наглядно знакомятся с позиционированием бренда и заучивают продающие фразы
В результате 182 продавца из партнёрской сети регулярно проходят обучение от Lancome, а бренд вошёл в топ-5 лучших в «Золотом Яблоке». Компании больше не приходится подстраивать время вебинаров и тренингов под разные часовые пояса и проводить длительные и утомительные занятия. Подробнее о том, как внедряли микрокурсы, можно посмотреть в видео.
Преимущества микрообучения: выводы
Микрообучение — эффективный формат, с помощью которого компания может удобнее и дешевле непрерывно обучать сотрудников, выстраивать корпоративную культуру и повышать эффективность. Спрос на микролёрнинг стабильно увеличивается в последние годы и будет расти и в ближайшее десятилетие.
Организации важно не только грамотно выстроить структуру и материалы микрообучения, но и выбрать удобные инструменты, чтобы создать курсы. На платформе iSpring Learn можно сделать и запустить видеолекции, лонгриды, презентации, диалоговые тренажёры и тестирования. А с помощью наглядных отчётов и оценки «360 градусов» получится отслеживать достижения сотрудников и собирать обратную связь.