При внедрении корпоративного обучения компании могут столкнуться с проблемой: сотрудники проходят курсы неохотно, приходится постоянно напоминать им об обучении. В результате тренинги не будут приносить пользы, а бизнес зря потратит деньги на разработку образовательных программ. Чтобы избежать этого, необходимо мотивировать сотрудников к обучению. Из статьи вы узнаете:
- семь способов, как компании мотивировать сотрудников;
- в чём плюсы корпоративного обучения;
- что такое LMS и как они помогают мотивировать сотрудников.
Плюсы обучения для персонала и для руководителя
От обучения в выигрыше остаются и рядовые сотрудники, и начальники отделов, и бизнес в целом. Работникам оно позволяет повысить профессиональные навыки, руководителям — объединить команду, а компании — снизить затраты на рекрутинг и адаптацию новичков.
Чтобы обучение приносило все эти плюсы, сотрудники должны быть вовлечены в него. Если в компании есть корпоративные курсы, но их не проходят, не получится развить профессиональные навыки работников, повысить их лояльности и снизить текучку.
Как мотивировать сотрудников к обучению: 7 способов
Повышать интерес работников к обучению можно разными способами, но все они основаны на одном из двух видов мотивации: внутренней или внешней. Внутренняя мотивация — это личное стремление сотрудника получить знания, то есть ему интересно обучение само по себе. Внешняя обусловлена другими факторами — например, материальным вознаграждением или признанием коллег.
Руководителям проще всего повлиять на внешнюю мотивацию — для этого есть несколько методов. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Используйте LMS
LMS (Learning Management System) — это онлайн-система по управлению обучения. В ней сотрудники могут проходить корпоративные курсы: просматривать записанные уроки и вебинары в прямом эфире, а также выполнять тесты.
Как онлайн-формат помогает повысить мотивацию персонала к обучению:
- Сотрудники могут обучаться в любом месте в комфортное время — не нужно ехать на очный семинар, онлайн-урок можно посмотреть дома или в офисе. Это особенно удобно для компаний, у которых много удалённых работников в разных городах, и организовать офлайн-обучение для них сложно.
- Благодаря удобному и понятному интерфейсу сотрудникам проще приступить к обучению и регулярно проходить его — например, если в программе можно отслеживать свой прогресс и сохранять урок, на котором человек остановился.
- Все материалы находятся в одном месте — ссылки на уроки и тесты не раскиданы в рабочих чатах, для обучения не приходится скачивать несколько программ.
Раньше нефтеперерабатывающее предприятие «КазМунайГаз» обучало сотрудников очно. Разработка курсов занимала около месяца, причём наибольшая часть времени уходила на формальности вроде согласования учебных планов. В офлайне для этого нужно выпускать служебные записки и приказы.Затем компания перешла на онлайн-формат на платформе iSpring Learn. В результате время на подготовку курсов уменьшилось, а активность сотрудников в обучении повысилась. Руководителям стало удобнее отслеживать прогресс в прохождении курсов.
Одна из LMS, которая подойдёт для корпоративного обучения, — платформа iSpring Learn. В системе вы можете создавать курсы и тесты с нуля и загружать готовые материалы, а сотрудники — проходить их и оставлять обратную связь.
Чем удобен сервис:
- Адаптация под разные устройства — проходить обучение можно с компьютера и мобильных гаджетов на Windows, macOS, iOS и Android.
- Разные форматы обучающего контента — помимо стандартных текстовых уроков, iSpring Learn поддерживает видео, аудио, презентации. А ещё здесь представлены диалоговые тренажёры, в которых сотрудники смогут тренироваться в общении с клиентом, выявлении его потребностей и отработке возражений.
- Быстрый запуск — внедрить систему можно за день. Менеджеры техподдержки помогут настроить платформу и ответят на технические вопросы.
Например, онлайн-сервис такси «Ситимобил» внедрил iSpring Learn, чтобы обучить водителей работать с их приложением. Сотрудники не могли разобраться в функциях и заваливали техподдержку вопросами. После создания курсов в LMS количество обращений снизилось на 40%, текучка водителей сократилась на 19%. А ещё водители стали получать меньше замечаний от клиентов — жалобы снизились на 28%.
У iSpring Learn есть бесплатная пробная версия на 14 дней. За это время вы и ваши сотрудники сможете ознакомиться со всеми функциями, протестировать платформу и понять, подходит ли она под ваши задачи.
Попробуйте геймификацию
Геймификация — это метод, при котором в обучение внедряют игровые механики. Например, когда за прохождение курса сотрудник получает бонусные очки, как в видеоигре за завершение уровня.
Геймификация повышает мотивацию осваивать навыки. Она учитывает естественное желание людей соревноваться друг с другом, достигать конкретных целей и получать награды за результат.
Геймификация основывается на нескольких принципах:
- Мотивация — человеку необходима цель, ради которой он двигается вперёд. Важно, чтобы она была чёткой и конкретной: например, пройти в курсе модуль, который состоит из определённого количества уроков, и получить за это награду.
- Статус — как уровень в компьютерной игре, который увеличивается по мере её прохождения. В обучении действует тот же принцип. Например, на корпоративном образовательном портале можно ввести систему статусов: чем больше уроков прошёл сотрудник, тем выше его ранг в личном кабинете, который видят коллеги.
- Вознаграждение — бонус, который «игрок» получает за достижение цели. Это могут быть, например, баллы внутренней корпоративной валюты. Геймификация особенно эффективна, если виртуальные бонусы можно обменять на реальные награды: мерч компании, дополнительные дни отпуска, подарочные сертификаты.
Геймификацию можно использовать в любых сферах бизнеса. Например, компания по производству кухонной мебели «Кухни Экспресс» внедрила в корпоративное обучение игрового телеграм-бота. Каждую неделю он отправляет дизайнерам задание, которое похоже на квест: например, отработать возражение клиента или создать проект кухни для определённого персонажа. За выполнения задания сотрудники получают баллы, которые можно обменять на приз вроде смартфона или робота-пылесоса.
В одном из заданий дизайнеры составляют проект интерьера для графа Дракулы
Перенесите обучение на мобильные устройства
Если курс доступен в приложении на смартфоне и планшете, а не только на компьютере через браузер, у сотрудников больше выбора, в какое время его проходить. Это повышает комфорт и лояльность к обучению. Например, сотруднику не придётся задерживаться после рабочего дня, чтобы завершить модуль на корпоративном компьютере, — посмотреть уроки и выполнить задания можно дома с телефона.
Для мотивации сотрудников к обучению курс должен быть адаптирован под мобильные устройства. Например, чтобы текст было удобно прочитать с маленького экрана, а видео быстро загружались. Также важно учесть, что у сотрудников могут быть телефоны с разными операционными системами. Приложение должно поддерживаться на Android и iOS последних версий.
Не у всех LMS и конструкторов курсов есть мобильная адаптация, поэтому при выборе инструментов для обучения учитывайте этот факт. Например, в конструкторе уроков iSpring Suite учебные материалы автоматически подстраиваются под размеры экранов разных устройств: не нужно создавать один и тот же курс под различные гаджеты. А у платформы для дистанционного обучения iSpring Learn есть мобильные приложения для Android и iOS — материалы в них можно просматривать даже без интернета.
Важно, чтобы мобильная версия была не адаптивом, когда курс на телефоне загружается из браузера, — так могут возникнуть проблемы со скоростью работы. В идеале курс должен находиться в полноценном приложении, как в интерфейсе iSpring Learn
Примените микрообучение
Один из способов, как руководителю мотивировать сотрудников к прохождению курсов, — микрообучение. Это подход, при котором человек получает информацию из учебных материалов небольшими порциями — например, курс состоит не из часовых лекций, а из коротких видео по 5–15 минут. Один урок посвящён одной небольшой, но конкретной теме: нельзя просто взять вебинар и беспорядочно нарезать его на куски.
Метод повышает мотивацию персонала к обучению и развитию, потому что сотруднику не нужно выделять отдельное время, чтобы непрерывно посмотреть вебинар. Обычно в течение рабочего дня сложно найти целый час, а ознакомиться с короткими видео и пройти мини-тест можно даже в обеденном перерыве или в промежутках между совещаниями.
Ещё один плюс микрообучения — оно не требует долгой концентрации. Некоторым людям сложно в течение нескольких часов фокусироваться на вебинаре: внимание рассеивается, и информация хуже усваивается. Из коротких видео можно вынести главные идеи, и информация запомнится лучше.
Например, микрообучение использует торговая сеть «ДА!», которая насчитывает 165 точек в Центральном федеральном округе. В штате около 3000 сотрудников в возрасте 25–38 лет. Специфика ретейла — покупатели приходят в магазины постоянно, с утра до вечера, поэтому компании было важно, чтобы обучение не отвлекало сотрудников от работы. Сеть внедрила систему дистанционного обучения iSpring Learn, на которой разместила короткие уроки длительностью до 9 минут. Результат: сотрудники отмечают, что обучение стало удобнее. Теперь у них есть база необходимой информации, через которую можно быстро освежить знания — например, вспомнить, чем отличается выкладка товаров в разных отделах.
Награждайте за обучение
Главная цель обучения для сотрудника — улучшить профессиональные навыки и вырасти как специалист, но некоторым она может казаться абстрактной. Именно поэтому эффективно ввести за обучение конкретную награду, которая будет служить дополнительной мотивацией.
Самые очевидные варианты — материальные. Например, можно начислять за завершение курса премию, дарить мерч компании, предоставить дополнительные дни отпуска или другие корпоративные бенефиты. Но многие сотрудники ценят не только материальное поощрение, но и моральную награду. Вы можете поощрить работников так:
- повесить фото сотрудника, который лучше всех справился с тестом, на доску почёта в офисе;
- рассказать о нём в корпоративных социальных сетях;
- рассказать о достижениях сотрудника на планёрке, публично похвалить его перед коллегами.
Собирайте обратную связь
Чтобы обучение было комфортным для сотрудников, важно периодически интересоваться их мнением о курсе: что им нравится, а что хотелось бы улучшить. На основе замечаний вносите корректировки в программу и содержание уроков.
Например, если работники говорят, что видео в учебных материалах долго загружаются, стоит перенести их на другой хостинг. А если формулировки вопросов в тестах кажутся неоднозначными и непонятными, это повод привлечь методолога и исправить задания.
Собирать обратную связь можно разными способами:
- Вживую — на еженедельной планёрке поинтересуйтесь у сотрудников, как у них успехи в прохождении обучения, есть ли пожелания по доработке курса. Такой способ подойдёт для компаний с небольшим штатом, когда руководитель может регулярно общаться с каждым работником лично. Если сотрудников десятки и сотни, это может быть проблематично.
- Через онлайн-анкеты — например, Google Forms или Яндекс Формы. Создайте анкету с вопросами вроде «Оцените удобство платформы с курсом от 1 до 5», «Что вам хотелось бы улучшить в обучении?», «Какие фишки особенно нравятся?». Через онлайн-формы можно быстро собрать обратную связь от большого количества людей. Минус — анкета не синхронизирована с сервисом для обучения: её придётся создавать отдельно и отправлять всем ссылку.
- В LMS через встроенные формы «Оцените урок» — во многие платформы для обучения интегрированы инструменты по сбору и аналитике обратной связи. Например, в iSpring Learn сотрудники могут оставлять комментарии к курсам и тестам. Руководители видят, к какому материалу относится обратная связь.
Давайте время на обучение
Если сроки для прохождения курса слишком сжатые и сотрудники не успевают вовремя закончить обучение из-за рабочих задач, это демотивирует их. Именно поэтому важно ставить реалистичные дедлайны, чтобы работник проходил уроки в комфортном темпе и это не отражалось на качестве выполнения основных задач.
Чтобы понять, сколько времени нужно выделить на обучение, вы можете сначала пройти его самостоятельно либо набрать фокус-группу из 3–5 сотрудников и предоставить им доступ к курсу. Попросите тестовую группу фиксировать, сколько часов или дней у них ушло на прохождение уроков, и выявите среднее значение.
Если многие сотрудники сообщают, что они не успевают пройти курс, важно прислушаться к их мнению. Например, отодвинуть дедлайны для завершения уроков или перераспределить рабочие задачи так, чтобы освободить время.