Как адаптировать курс под смартфон: 13 простых правил создания мобильного курса

view list icon 17 января 2025
clock icon 18 мин

Для кого:

Менеджеры по обучению, HRD, L&D, руководители отдела обучения

article image
photo author

автор

Вероника Кононова

Специалист по корпоративному обучению с фокусом на развитии soft skills. Вероника более трёх лет изучает российский рынок цифровых платформ и трендов в обучении. В статьях анализирует тенденции, такие как социальное обучение, виртуальная реальность и мобильные приложения, чтобы дать читателям практические советы по их эффективному использованию.

По данным аналитиков GSMA, в 2024 году смартфоны есть почти у пяти миллиардов человек. Именно поэтому адаптация онлайн-курсов и обучающих программ под мобильную версию — это уже не бонус, а необходимость.

Контент, выпущенный для ПК, тоже можно смотреть на смартфоне, но это неудобно. Мелкий текст, избыток информации на экране и небольшие кнопки переходов снижают эффективность обучения. В итоге по пути на работу сотруднику проще разгрузить голову в игре, чем ломать глаза и проходить обучение, пусть даже и интересное.

В статье разберём основные правила создания мобильного курса, а также расскажем:

  • как оптимизировать интерфейс курса для разных устройств;
  • как структурировать контент для мобильного обучения;
  • какие элементы можно использовать для повышения вовлечённости.

Правило 1: разработайте структуру курса

Сотрудник должен легко ориентироваться в материале и понимать, что он уже прошёл, а что ему только предстоит изучить. В этом помогают чётко обозначенные опорные точки — элементы курса:

  • Ступень — крупный раздел, состоящий из нескольких модулей, которые охватывают самые важные части обучения.
  • Модуль — более детализированный блок, который объединяет несколько связанных тем.
  • Урок — элемент курса, который раскрывает одну тему.
image

Аудитория должна понимать, зачем в курс включён каждый блок и как он связан с предыдущими

Чтобы сотрудник не запутался, нужно тщательно продумать и логически выстроить программу курса. Каждый урок должен плавно переходить к следующему, а само обучение двигаться от простого к сложному.

Читайте также


image

Как создать структуру онлайн-курса: от выбора темы до готового сценария

Второй ключевой принцип грамотно составленной структуры курса — логичная и последовательная связь между теоретической и практической частью. Например, доступ к последующим урокам или тестированию должен открываться только после просмотра вебинара. Это предотвратит скачки с темы на тему и сохранит последовательность в обучении.

Мобильная версия курса требует особого подхода. В отличие от текста на ПК, лонгрид для смартфонов должен быть разбит на более мелкие абзацы, чтобы его было легче воспринимать.

Правило 2: сохраняйте процесс обучения

Когда мы читаем книгу, используем закладку. Так проще вернуться к странице, на которой остановились. В курсах на смартфоне тоже можно реализовать подобную функцию, ведь чаще всего работники проходят обучение в условиях ограниченного времени и не могут посмотреть урок за раз.

Благодаря сохранению прогресса сотрудник может легко вернуться к обучению. Это снижает вероятность, что он бросит курс из-за неудобства постоянного пролистывания материала с самого начала.

Если будете создавать курс в конструкторах, обращайте внимание на наличие функции «сохранение прогресса». Например, в конструкторе iSpring Suite разработчик может внедрить эту опцию в несколько кликов. Для этого нужно:

  • кликнуть по «Плееру» на панели инструментов iSpring Suite;
  • открыть вкладку «Навигация» в появившемся окне и выбирать «Запрашивать продолжение» в разделе «Продолжение просмотра».

Правило 3: определите, как пользователи держат смартфон

От положения рук зависит, насколько удобно проходить курс на смартфоне и воспринимать обучающие материалы. В 2013 году проектировщик мобильных приложений Стивен Хубер провёл исследование среди 1333 человек и выявил три основных способа взаимодействия со смартфоном:

  • 49% респондентов держат телефон и выполняют все действия одной рукой, освобождая другую, чтобы нести сумку, управлять автомобилем или готовить.
  • 36% опрошенных держат телефон одной рукой, а действия выполняют другой, что позволяет точнее управлять смартфоном во время движения.
  • 15% пользователей используют обе руки, что ускоряет набор текста и упрощает навигацию.
image

Понимая, как люди держат смартфон, можно определить активную область экрана и более эффективно расположить элементы управления и навигации

Благодаря этим данным стало понятно, что дизайн мобильного курса нужно адаптировать. Например, кнопки и кликабельные элементы лучше размещать так, чтобы до них было легко дотянуться большим пальцем.

Кроме того, при создании мобильного курса стоит учитывать, что многие работают в многозадачном режиме и делят экран на две части или используют плавающие окна. Именно поэтому интерфейс должен оставаться удобным и функциональным, даже если рабочее пространство сокращают в два раза.

Правило 4: поставьте всё важное в центр экрана

Восприятие информации и концентрация внимания сотрудников, которые проходят курс на компьютере, заметно отличается от тех, кто смотрит уроки на смартфоне.

На большом экране внимание рассеивается и не фокусируется в одной точке. При прохождении обучения на смартфоне ситуация меняется: большинство пользователей концентрируются на центре экрана. При разработке мобильного курса важно учитывать этот факт и размещать основные элементы интерфейса — вкладки, кнопки и ссылки — по центру.

Если важные элементы интерфейса будут находиться по краям экрана, пользователи с большей вероятностью их не заметят или проигнорируют, особенно если они привыкли держать смартфон в одной руке. Кнопки и ссылки могут затеряться, что в итоге снизит эффективность обучения.

Правило 5: применяйте адаптивный дизайн

Чтобы интерфейс одинаково хорошо выглядел независимо от размера экрана, разрешения и вертикального или горизонтального положения устройства, используют адаптивный дизайн. Так, в каком бы положении пользователь ни держал гаджет, текст лекции не съедет за край экрана, а кнопки внутри курса не будут перекрывать меню смартфона.

image

Следите, чтобы кнопки не были слишком маленькими и их было удобно нажимать

Чтобы удержать внимание пользователя во время обучения на смартфоне, можно скрыть менее значимые элементы или перенести их в контекстное меню. Так вы освободите экран от лишних деталей и позволите сотруднику сосредоточиться на ключевых аспектах мобильного курса.

Правило 6: создайте удобную навигацию

Эффективность мобильного курса во многом зависит от того, насколько легко пользователю перемещаться между разделами. Если навигация удобная и понятная, человек будет меньше нервничать в процессе обучения и быстрее пройдёт курс.

Навигация в мобильных курсах может быть трёх типов:

1. На главном экране. При этом типе пользователь сразу попадает на страницу с основными разделами курса. На ней сотрудник видит ступени, модули, уроки, тесты и другие элементы.

Плюсы: простой и понятный интерфейс, минимальная вероятность заблудиться.

Минусы: меньше гибкости, ограниченное количество информации на одном экране.

2. На всех экранах. С помощью этого типа навигации сотрудник сможет перемещаться между элементами курса, не возвращаясь на главный экран.

Плюсы: быстрый доступ к любому разделу курса.

Минусы: новички могут потеряться среди множества экранов.

3. Скрытая. В этом типе все элементы управления скрыты и появляются, только если сотрудник сделает определённое действие, например свайпнет экран или нажмёт на специальную кнопку.

Плюсы: больше места для контента, интерфейс в стиле минимализма.

Минусы: не всегда понятно, как вызвать элементы управления.

Некоторые типы навигации затрудняют просмотр контента. Например, если ключевые элементы управления расположены сбоку экрана, они могут занимать слишком много места на дисплее и отвлекать от курса. Это особенно критично на смартфонах с небольшой диагональю.

Правило 7: придумайте подсказки

Подсказки могут помочь и в навигации, и в обучении в целом, но внедрять их стоит с осторожностью. В курсах для ПК можно использовать всплывающие плашки, но на смартфонах они будут перегружать экран и отвлекать от основного контента. Слишком много значков и уведомлений на небольшой диагонали усложняют восприятие информации и могут раздражать.

Чтобы дать сотруднику подсказки, не перегружая интерфейс, можно запустить короткое обучающее видео перед началом курса. В ролике объясните основные функции, расскажите, как пользоваться навигацией и где искать дополнительную информацию. Такое видео поможет сотрудникам быстрее освоиться и с комфортом проходить обучение.

Лучше сделать просмотр обучающего ролика обязательным. Если человек не посмотрит видео, доступ к основным модулям не откроется.

image

Подсказки помогают разобраться с навигацией, отправить практическое задание и открыть чат с экспертом или технической поддержкой. С ними выше шанс, что курс пройдут до конца

Правило 8: используйте читаемый шрифт

Чтобы статьи было легко читать со смартфона, нужно учитывать несколько факторов:

Размер шрифта. Он должен быть достаточно крупным, чтобы текст можно было прочесть на экране любого размера. Мелкий шрифт будет напрягать глаза, снизит концентрацию и эффективность обучения. Оптимальный размер шрифта для мобильных устройств: 14–16-й кегль для основного текста и 18–24-й кегль для заголовков.

Стиль шрифта. Декоративные шрифты с засечками трудно читать на небольшом экране, а некоторые знаки могут быть непонятны, особенно в формулах. Оптимальный шрифт для мобильных устройств — Arial или Helvetica.

Соответствие дизайну. Шрифт должен гармонично вписываться в общую концепцию курса. Если у обучения строгий и профессиональный стиль, комичный жирный шрифт или воздушные романтические завитушки в буквах будут выбиваться.

Скорость загрузки. Следите, чтобы шрифты и графика не замедляли загрузку курса на мобильных устройствах.

Правило 9: сократите количество текста

На экране смартфона сложно воспринимать большой объëм информации. Если текст перегружен деталями, материал будет плохо усваиваться. Фокусируйтесь на главной мысли, уберите все повторы и выделите ключевые моменты. Кроме того, уделите внимание вёрстке. Для этого следуйте трём советам:

Используйте изображения вместо текста там, где это возможно. Так курс станет интереснее, а сотрудникам будет проще воспринимать сложные темы.

Разбивайте текст на абзацы или экраны. Длинные текстовые блоки могут отпугнуть пользователя, и он закроет курс. Чтобы этого не случилось, разделяйте текст на короткие абзацы или показывайте его на нескольких экранах. Каждый абзац должен содержать одну ключевую мысль.

Используйте списки. Нумерованные и маркированные списки помогают упорядочить информацию. Они особенно полезны для выделения ключевых моментов или шагов в инструкции.

image

В правой и левой колонке один и тот же текст. Только информацию из левой колонки хочется пропустить — без списков она кажется сложной

Правило 10: не используйте гиперссылки

Гиперссылки — это элементы, которые позволяют переходить на другие страницы или внешние ресурсы при клике по тексту или изображению. В курсах для ПК их часто вшивают в текст, чтобы дать дополнительную информацию. Однако в мобильных версиях этот инструмент приносит больше проблем, чем пользы. Вот три причины, почему так происходит:

Пользователь может потерять фокус и запутаться в страницах. Гиперссылку можно сравнить с дверью — есть вероятность, что пользователь откроет её и не вернётся. Именно поэтому нужно ставить ссылку только там, где она настолько важна, что вы готовы «потерять аудиторию». Кроме того, частые переходы затрудняют восприятие и усвоение материала — обучение становится непоследовательным.

Страница загружается дольше. Переход на новую страницу требует времени на загрузку, а длительное ожидание часто вызывает раздражение, снижает интерес к обучению и увеличивает вероятность, что сотрудник покинет курс.

Не всегда понятно, что произойдёт при нажатии на ссылку. Например, может запуститься скачивание книг или лекций, которые займут место в памяти смартфона. Или открыться видео и начаться воспроизведение с громким звуком, что может быть неудобно, например, в офисе.

Чтобы избежать проблем, гиперссылки лучше заменить на альтернативные инструменты. Например, добавить дополнительные вкладки и новые разделы или использовать кнопки, которые будут открывать всплывающие окна с дополнительной информацией. Эти элементы оставят пользователя в пределах основной страницы и помогут сфокусироваться на материале.

Правило 11: добавляйте интерактивные элементы

Интерактивные элементы, например динамичные кнопки, яркие плашки и сноски, помогают управлять вниманием пользователя. Благодаря им можно выделить ключевую информацию и дать обратную связь, допустим добавить всплывающие плашки, когда нужно указать на ошибку.

Так, российский бренд обуви Paolo Conte при помощи интерактивных элементов сделал курс проще и понятнее для сотрудников. Например, они добавили персонажа и яркие плашки с подсказками. 

image

Плашки появляются при переходе к новым модулям и упрощают навигацию

Правило 12: спрашивайте обратную связь и давайте её сотрудникам

Грамотно выстроенная обратная связь повышает эффективность обучения. С её помощью разработчики могут узнать, понятен ли каждый элемент курса и насколько удобно аудитории проходить модули. А сотрудники увидят пробелы в знаниях и поймут, как их восполнить.

Чтобы сотрудники могли легко делиться мнением о курсе, важно продумать механизм сбора обратной связи. Есть несколько способов, как его встроить:

  1. Опросники. Их чаще размещают после завершения модуля или теста. Попросите пользователей оценить сложность материала, удобство интерфейса или пользу от полученных знаний.
  2. Поощрения за отзывы. Предложите бонусы за обратную связь, например дополнительные выходные или сокращённые рабочие дни.
  3. Электронные сертификаты. Попросите аудиторию заполнить анкету по окончании курса, чтобы получить сертификат о прохождении обучения. Сотрудникам это будет важно для портфолио.

Обратная связь может быть не только для разработчиков, но и для сотрудников, которые проходят обучение. С её помощью специалисты смогут выявить свои слабые стороны и начать работать с ними. Чтобы фидбэк был полезным, важно учитывать три принципа:

  • Актуальность — оставляйте обратную связь как можно быстрее после того, как сотрудник отправит запрос, выполнит задание или закончит модуль. Комментарии через неделю или месяц могут быть уже неактуальны — сотрудник, скорее всего, не захочет снова погружаться в детали пройденного тренинга.
  • Понятность — давайте обратную связь простым языком. Сотрудник должен понять, какие задачи он сделал правильно, а где ошибся.
  • Конструктивность — не только указывайте на ошибки сотрудника, но и советуйте, как не допустить их в будущем.

Своевременная поддержка пользователей также играет важную роль и помогает лучше усвоить новый материал. Такую помощь можно реализовать в виде подсказок на каждом этапе обучения или в виде раздела с часто задаваемыми вопросами (FAQ). К курсу можно добавить чат, чтобы пользователь мог запросить информацию и оперативно получить ответ от менеджера по обучению или других участников тренинга.

Правило 13: тестируйте и обновляйте курс

Чтобы выявить недочёты на курсе до основного релиза обучения, сделайте пилотный запуск. Для этого дайте доступ к курсу нескольким сотрудникам — лучше выбрать людей разного уровня, чтобы охватить всю целевую аудиторию. Попросите фокус-группу пройти курс и написать отчёт: что понравилось, что нет, что было сложно, какие есть замечания и сколько времени заняло обучение. Доработайте курс на основе обратной связи и только после этого запускайте его для всех сотрудников.

Однако помните, что даже протестированный курс со временем нуждается в обновлении. Понять, что пришло время обновлять курс, можно по следующим признакам:

  • Показатели завершения обучения падают. Если сотрудники часто не доходят до конца курса, возможно, материал устарел.
  • Низкая вовлечённость. Если пользователи мало времени проводят на платформе, редко взаимодействуют с материалом или не участвуют в тестах.
  • Много отрицательных отзывов. Жалобы на интерфейс, сложность заданий или несоответствие ожиданиям пользователей говорят о том, что нужны изменения.

Чтобы обновить курс, необязательно переделывать его с нуля. Можно добавить новые модули или улучшить существующие, пересмотреть структуру уроков или внедрить интерактивные элементы.

Инструменты для создания онлайн-курса

Чтобы собрать курс, необязательно писать код и обращаться к разработчикам. Создать тренинг можно с помощью специального сервиса, например конструктора iSpring Suite. Вот что получится сделать в редакторе:

  • создавать аудио-, видео- и текстовый контент;
  • разрабатывать тестовые задания;
  • конструировать диалоговые тренажёры;
  • записывать скринкасты;
  • создавать интерактивные инструкции и памятки.

Читайте также


image

Как создать курс в формате SCORM-пакета — 3 рабочих способа

Конструктор работает как надстройка для PowerPoint, поэтому тот, кто хоть раз собирал презентацию, быстро поймёт принцип работы. К тому же в iSpring Suite встроены шаблоны. Достаточно выбрать подходящий и адаптировать его.

image

В конструкторе более 2000 макетов слайдов — вам останется только заменить текст и картинки

Автоматическая адаптация для мобильных устройств — ещё одно важное преимущество iSpring Suite. Курс будет корректно отображаться на любых устройствах — смартфонах, планшетах или компьютерах.

После создания курса в конструкторе тренинг нужно загрузить на платформу для дистанционного обучения, например iSpring Learn. В LMS получится отслеживать успеваемость сотрудников и назначать курсы. У сотрудников будет доступ в личный кабинет, через который они смогут проходить тренинги с любого устройства и в любое время.

У сервисов iSpring есть бесплатный тестовый период на 14 дней, чтобы вы могли оценить возможности платформ и создать первые курсы на смартфоне или компьютере без затрат.

Читайте также


image

Как создать онлайн-курс: подробное руководство

Мобильный курс: главное, что нужно помнить при его создании

Мобильный курс — это не просто уменьшенная версия тренингов на ПК. Чтобы обучение на смартфонах и планшетах было удобным и продуктивным, пройдитесь по чек-листу ниже.

  • Структура и навигация курса чёткая и продуманная.
  • Сотрудники могут сохранять прогресс.
  • Настроен адаптивный дизайн.
  • Важная информация в центре экрана, а плашки и кнопки кликабельны и не съезжают.
  • Подсказки сопровождают основные блоки курса.
  • Шрифт читаем с устройства любой диагонали.
  • Текст разбит на блоки.
  • Гиперссылки не мешают прохождению обучения, а интерактивные элементы помогают, а не отвлекают.
  • Сбор обратной связи реализован не для галочки, а для улучшения программы.
  • Курс перед основным запуском прошёл тестирование на фокус-группе.

Помните, грамотная адаптация мобильного курса поможет повысить эффективность обучения и продуктивность сотрудников.

Больше публикаций о дистанционном обучении

slider arrow left
  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как выстроить систему наставничества в компании: развиваем новичков и укрепляем бизнес

    Иногда случается так: когда в компанию приходит новый сотрудник, первые дни он задаёт много вопросов коллегам и пытается вникнуть в рабочие процессы, а потом резко

    Юрий

    26 ноября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Геймификация или игровое обучение: что выбрать

    Представьте, что вы проходите курс. Если в нём будут только лекции и проверочные задания, наверняка они быстро наскучат. Другое дело, когда в курсе есть вовлекающие

    Юрий

    20 января 2025

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Подборка: 10 лучших LMS в России по мнению пользователей

    Платформ для корпоративного онлайн-обучения много — между ними достаточно сходств, но у каждой есть и особенности. Чтобы вам было проще сделать выбор, мы составил

    Елена

    15 января 2025

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как создать скринкаст: пошаговая инструкция и обзор 5 программ для записи видео

    Обучить сотрудников работать в новой программе бывает сложно. В ход пойдут и подробные инструкции с примерами и алгоритмами, и лонгриды, и схемы. Но даже это может п

    Юрий

    26 декабря 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Тимбилдинг для сотрудников: виды и методы проведения

    Один из способов превратить разрозненную группу сотрудников в сплочённую команду — провести тимбилдинг (от англ. team building — «построение команды»). Тимбилдинг — э

    Вероника

    18 декабря 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как создать интерактивное видео для обучения сотрудников за 6 шагов

    При просмотре видеоуроков работники могут заскучать и отвлечься — в итоге хуже усвоят материал. Удержать внимание слушателей можно с помощью интерактивного виде

    Елена

    27 ноября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как выстроить систему наставничества в компании: развиваем новичков и укрепляем бизнес

    Иногда случается так: когда в компанию приходит новый сотрудник, первые дни он задаёт много вопросов коллегам и пытается вникнуть в рабочие процессы, а потом резко

    Юрий

    26 ноября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Геймификация или игровое обучение: что выбрать

    Представьте, что вы проходите курс. Если в нём будут только лекции и проверочные задания, наверняка они быстро наскучат. Другое дело, когда в курсе есть вовлекающие

    Юрий

    20 января 2025

slider arrow right
slider arrow left slider arrow right