Форматы дистанционного обучения: сравнение форматов AICC HACP, SCORM (1.2 и 2004), Tin Can (xAPI) и cmi5

view list icon 13 февраля 2019
clock icon 10 мин
article image

Системы дистанционного обучения используют различные форматы в зависимости от целей и задач обучения. Форматы курсов в дистанционном обучении (SCORM, Tin Can, cmi5, aicc) — набор правил, которые определяют порядок взаимодействия платформ дистанционного обучения с учебным контентом, хранящимся на сервере. Электронные учебные материалы создают в форматах SCORM, Tin Can cmi5, aicc, чтобы они могли работать на всех системах дистанционного обучения. Эти форматы — устоявшийся стандарт, как .docx .pdf для текстовых документов.

В статье мы рассмотрели 5 основных форматов, применяемых в дистанционном обучении:

  • AICC HACP
  • SCORM 1.2
  • SCORM 2004
  • Tin Can (xAPI)
  • cmi5

Мы расскажем о функционале каждого из форматов, их сильных и слабых сторонах. В конце статьи вы найдете сводные данные по каждому формату.
Из этой статьи вы узнаете, какие стандарты наиболее перспективны в дистанционном обучении, чтобы выбрать современное авторское средство и систему дистанционного обучения.

AICC — первый eLearning-формат

Название происходит от Aviation Industry Computer-Based Training Committee, что переводится как Комитет по Компьютеризованному обучению авиационной промышленности. Первоначально стандарт был создан для обучения в авиационной промышленности, в значительной степени основанной на изображениях и симуляциях. Формат был создан в 1980-м году и стал самой первой разработкой, применявшейся в системах электронного обучения.

В 1998-м году к стандарту aicc был добавлен веб-интерфейс HACP, что позволило избежать междоменных проблем в сценариях.

На протяжении своего существования стандарт aicc неоднократно дорабатывался и обновлялся, но ему становилось все тяжелее соответствовать требованиям технического прогресса. Тем не менее именно благодаря aicc разработчики LMS смогли адаптировать видеоконтент под мобильные устройства. Некоторые из приемов aicc до сих пор используются в современных платформах.

В пакете aicc содержатся от 4 до 7 файлов, имеющих определенные расширения. 4 из них обязательные: файл описания курса, присвоения, файл-дескриптор и файл структуры курса. Остальные файлы необязательные: взаимосвязи объектов, предпосылок и требований. В эти пакетах могут быть веб-страницы, графика, программы на языке Javascript, флеш и другие ресурсы, обрабатываемые веб-браузерами.

В последние годы aicc дорабатывают в новый формат cmi5, о нем расскажем далее. Формат aicc безвозвратно теряет свои позиции в отрасли электронного обучения.

ДостоинстваНедостатки
Можно размещать контент на отдельном сервере;Функции ограничены, невозможно отслеживать прогресс;
Поддерживает безопасную передачу данных HTTPS.Формат устарел и провайдер электронного обучения не применяют

SCORM (1.2 и 2004) — универсальный стандарт электронного курса

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) — «Эталонная модель объектов контента для совместного использования». Формат был разработан при инициативе Advanced Distributed Learning (ADL — Передовое Распределенное Обучение) в 1999 году. Формат представляет собой набор стандартов и спецификаций для LMS.

SCORM — это улучшенная версия стандарта aicc, и на данный момент это самый популярный универсальный стандарт создания онлайн-контента, который до сих пор поддерживается большинством LMS До внедрения этого формата было довольно сложно интегрировать курсы с системой обучения, если содержание не было адаптировано к конкретной платформе.

В SCORM 1.2 учащийся не ограничен строгой последовательностью выполняемых заданий и может свободно выбрать любую часть учебного курса. План урока можно адаптировать в зависимости от знаний ученика, статистика успеваемости строго фиксируется, но при этом данные не защищены от постороннего воздействия. SCORM определяет связь между контентом учащегося и СДО, а также способ упаковки содержимого в ZIP-архив.

В последней версии стандарта SCORM 2004 появилась функция секвенирования — это правила, определяющие порядок объектов учебного курса, который должен просматривать ученик. В данном формате обучающийся может делать закладки в местах, где он достигает определенного прогресса, и хранить достигнутые результаты.

Несмотря на то, что фактически SCORM — это лучший вариант aicc, он сильно ограничен безопасностью браузера и запрещает связь между контентом и LMS, обслуживаемым из разных доменов. Aicc HACP более гибок в этом отношении. Стоит также отметить, что SCORM фактически заимствовал некоторые аспекты из aicc. Например, связь во время выполнения в SCORM относится к предыдущей работе aicc.

ДостоинстваНедостатки
Публикация и воспроизведение контента на различных платформах;Нечастые обновления, последние датируются 2009 годом
Отслеживание завершения курса и потраченного времениНет возможности детализировать отчеты
Возможность архивировать устаревшее содержимое в стандартном узнаваемом форматеОтсутствие углубленного анализа активности пользователей
Разработка базового контента или сложных курсов с высокими производственными затратамиТрадиционный контент SCORM основан на Flash, что может вызвать проблемы на новых платформах и мобильных устройствах, поскольку официально поддержка флеша заканчивается в 2020 году

Если остались вопросы о возможностях и принципе работы формата SCORM, смотрите в следующем ролике:

Tin Can (xApi) — улучшенный Scorm-стандарт

Tin Can (он же Experience API, или xAPI) — это набор спецификаций, при котором обучающие системы имеют возможность коммуницировать между собой, отслеживая и фиксируя учебные занятия.

Когда был представлен формат Tin Can, многие специалисты предсказывали неизбежный упадок интереса к SCORM, но этого не произошло.Tin Can значительно расширил количество информации о процессе обучения, которые обучающий курс передает в СДО, а именно:

  • отслеживание успехов ученика во всех деталях,
  • поддержка обучающих симуляторов,
  • возможность внести отметки и результаты, полученные в режиме реального обучения.

Tin Can также создан компанией ADL и является преемником SCORM, он регистрирует активность учащихся и хранит данные для дальнейшего использования. Главное его преимущество в использовании функции Learning Record Store (LRS — хранилище учебных записей): данные об активности учащегося хранятся в архиве LRS и передаются в СДО при выходе в Интернет, при этом весь прогресс обучения сохраняется.  То есть для обучения не обязательно наличие активного соединения с веб-браузером.

Формат электронного обучения Experience API удобен при использовании на мобильных устройствах, он воспроизводится на телефонах и планшетах. Tin Can поддерживает открытый протокол авторизации OAuth, это значит, что данные о результатах обучения довольно сложно фальсифицировать.

ДостоинстваНедостатки
Передает статистику по процессу обученияНе все современные LMS поддерживают формат
Поддержка различных сценариев обучения: игры, моделирование и симуляция, смешанное обучениеДля работы формата нужен отдельный инструмент LRS, который может быть интегрирован в LMS или работать как отдельный сервис
Ведется учет всех действий учащегося во время прохождения курса
Для обучения и сохрарения статистики не обязателен Интернет
Данные курса защищены надеженее, чем в SCORM

Корольков Алексей, генеральный директор Websoft, о разнице между форматами SCORM и Tin Can:

Стандарт cmi 5 — компромисс между функциональностью xApi и универсальностью SCORM

Специалисты AICC разработали новый формат сmi5 (Computer Managed Instruction), который позволит избежать многих проблем, связанных с обменом данными на основе языка программирования EMCAScript. Новый формат cmi5 был создан, чтобы исправить недостатки SCORM (отсутствие поддержки мобильного обучения, передача данных только внутри своей системы) и недостатки xAPI (сложная реализация формата). В 2016 году новый формат электронных курсов cmi 5 стал доступен для широкой публики.

Фактически cmi 5 — это надстройка над xAPI, позволяющая использовать его в классических СДО. Старые платформы не поддерживают xAPI, поэтому cmi 5 поддерживает мобильное обучение, учащиеся могут проходить курсы в приложениях даже при отсутствии Интернета. Все достижения и прогресс сохраняются и передаются в LMS как только пользователь выходит онлайн.

Также cmi 5 позволяет отслеживать любую деятельность студента, включая аудио и видеосообщения, эссе, моделирование, фотографии. Возможно включение интерактивных элементов обучения, социальных техник и игр.

В то время как при использовании SCORM пакета учебные материалы хранятся на одном сервере с СДО, cmi 5 позволяет распределенному контенту размещаться практически в любом месте, не вызывая проблем с производительностью.

Достоинства:

  • возможность обучения в режиме оффлайн с последующей синхронизацией;
  • беспроблемная реализация: если есть навык работы с xAPI, установка не потребует дополнительных усилий;
  • улучшенная производительность и совместимость со всеми LMS;
  • отслеживает любое действие учащегося.

Сравнительная таблица форматов

Критерий оценкиAICCScorm 1.2Scorm 2004Tin Can (xApi)CMI5
Простая реализация формата+/-+
Расширенные возможности отслеживания++
Онлайн и оффлайн доступность++
Совместимость с мобильными устройствами++
Функция секвенирования+++
Последовательность курсов+++
Завершение, отслеживание потраченного времени, неудач+++++
Расширенное отслеживание (игры, автономное обучение и пр.)++
Единый балл отчетности++++
Отчеты с несколькими баллами++
Отсутствие междоменных ограничений+/-++

Вывод

Каждый из представленных форматов обладает как достоинствами, так и недостатками, и выбор подходящего протокола зависит от вида контента, который необходимо представить в обучении, и типа LMS, который будет воспроизводить курс. Старые стандарты уже не могут соответствовать современным требованиям электронного обучения к интерактивному контенту и масштабируемости.

xApi предоставляет широкие возможности для реализации курсов, но остается невостребованным из-за своей абстрактности и непонятности. Поэтому разработанный еще в 1999 году Scorm до сих пор занимает лидирующие позиции на рынке дистанционного обучения. Но если потребуется воспроизвести SCORM курс на мобильном устройстве, могут появиться сбои в работе.

Сmi 5 — это новый игрок на поле дистанционного обучения, разработчики учли как плюсы, так и минусы предыдущих версий. Будучи надстройкой над xApi, он делает формат более узким и пригодным для привычного использования. При этом для пользователей cmi 5 дает более широкие возможности: обучение на любых мобильных устройствах без использования интернета, агрегация данных в LRS и многое другое. От других форматов также его отличает простота внедрения и удобный процесс обучения.

Больше публикаций о дистанционном обучении

slider arrow left
  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    6 этапов создания диалогового тренажёра для обучения персонала переговорам

    Научиться работать в CRM или на кассовом аппарате можно на практике: если что-то пойдёт не так, действие легко отменить и начать сначала. С обучением навыкам общения

    Юрий

    07 августа 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    3 способа оценки эффективности обучения персонала

    Чтобы создавать полезные курсы для работников, компания вкладывает время и деньги. Обидно, если ресурсы не оправдают себя из-за того, что сотрудники плохо справили

    Надежда

    20 сентября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как провести тестирование сотрудников дистанционно за 7 шагов

    Тестирование — способ, с помощью которого можно проверить квалификацию сотрудников, оценить новичков и подобрать кандидата на должность. Однако, если не знать, ка

    Юрий

    16 сентября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    Как создать курс в Moodle: инструкция с двумя способами

    Moodle — это бесплатная система дистанционного обучения (СДО). В ней можно размещать курсы как для сотрудников, так и для студентов образовательных учреждений.  Даё

    Елена

    12 сентября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    eLearning и педагогический дизайн: книги, которые стоит прочесть в 2024 году

    Всё больше российских компаний (92%) выбирают для обучения сотрудников смешанный формат — не только с очными лекциями, но и с онлайн-курсами. Чтобы запускать полезн

    Вероника

    11 сентября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    12 систем корпоративного обучения в крупных компаниях

    Корпоративное обучение влияет не только на профессионализм сотрудников и их мотивацию, но и на показатели самой компании. Если команда развивается, бизнес тоже ст

    Надежда

    10 сентября 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    6 этапов создания диалогового тренажёра для обучения персонала переговорам

    Научиться работать в CRM или на кассовом аппарате можно на практике: если что-то пойдёт не так, действие легко отменить и начать сначала. С обучением навыкам общения

    Юрий

    07 августа 2024

  • image article another publication
    Обучение и развитие персонала

    3 способа оценки эффективности обучения персонала

    Чтобы создавать полезные курсы для работников, компания вкладывает время и деньги. Обидно, если ресурсы не оправдают себя из-за того, что сотрудники плохо справили

    Надежда

    20 сентября 2024

slider arrow right
slider arrow left slider arrow right