Система дистанционного обучения (СДО) — это платформа, на которой можно организовать учебный процесс: загружать видео и статьи, создавать тесты, назначать курсы сотрудникам и отслеживать результаты обучения.
В статье разберём:
- Какие бывают виды систем дистанционного обучения.
- Технические стандарты и функции СДО.
- Сколько стоит система дистанционного обучения и как её можно оплачивать.
- Как работает СДО.
- Как выбрать платформу под свои задачи.
Что такое СДО и в чём её отличие от LMS
Существует два термина, которые применяют для обозначения систем размещения онлайн-курсов:
- Система дистанционного обучения (СДО).
- Learning Management System (LMS). Термин с английского переводится как «система управления обучением».
По сути СДО и LMS — это синонимы, и условное разделение терминов есть только в России. Оба названия означают платформу для обучения, на которой можно проходить курсы и проверять выполненные задания, а ещё загружать учебные материалы.
Единственное отличие LMS — на ней получится составлять расписание не только онлайн-, но и офлайн-занятий. Результаты посещения офлайн-лекций можно будет занести в систему и учесть их. Подробнее об особенностях LMS можно прочитать в статье «LMS — что такое система управления обучением?».
В этой статье для простоты мы будем использовать термины LMS и СДО как синонимы.
Кто использует LMS
LMS пригодятся как корпорациям с тысячами сотрудников в штате, так и небольшим компаниям, в которых работает от 20 человек. Обучать работников с помощью онлайн-систем могут также некоммерческие организации, государственные и образовательные учреждения. Расскажем о каждой группе подробнее.
Владельцы бизнеса. Чаще всего в крупных корпорациях работают сотни сотрудников. Они могут жить в разных городах и даже странах. Собирать работников в одном месте для обучения неудобно и дорого. Однако с переводом курсов на онлайн-платформы у компании появляется возможность обучать по единой системе всех сотрудников. Руководители корпорации могут создавать базу материалов, отслеживать результаты обучения целых отделов и добавлять новые курсы по мере необходимости.
Например, компания Unilever создала единую стандартизированную систему подготовки мерчандайзеров, которой пользуются 3500 сотрудников из трёх стран. Это помогло ускорить процесс обучения и сняло нагрузку с коучей. Теперь они проводят офлайн-тренинги только по самым сложным темам, а базовую теорию сотрудники изучают самостоятельно. Подробности можно прочитать в материале «Как в Unilever дистанционно развивают 3500 сотрудников отдела продаж».
Малый и средний бизнес с помощью LMS может минимизировать затраты на обучение и при этом сохранить его высокое качество. Чтобы пройти курс или тренинг, сотрудникам будет достаточно смартфона, а компании не придётся тратить деньги на аренду помещения, компьютеры и услуги коучей.
Государственные учреждения. Жилищно-коммунальные и социальные службы также используют LMS для повышения квалификации работников или их обучения. Благодаря этому сотрудники могут быстро ознакомиться, например, с должностными инструкциями. С LMS организации проще обучать большой штат и составлять отчётность.
Образовательные учреждения. LMS применяют в университетах, школах и учреждениях дополнительного образования. Систему можно использовать для дистанционного обучения, а можно сделать частью традиционных офлайн-занятий. Например, лекцию студенты могут послушать в классе, а тесты и проверочные задания выполнять онлайн.
Некоммерческие организации. Благотворительные фонды и волонтёрские организации выгружают в LMS учебные материалы для сотрудников. Куратор проекта может онлайн обучать волонтёров и отслежи3вать результаты тестирования. Например, если фонд помогает людям с заболеваниями, достаточно один раз записать обучающее видео. Тогда сотрудник будет знать, как правильно общаться с подопечными и какая помощь им нужна в первую очередь.
Преимущества СДО
В использовании СДО есть много плюсов как для бизнеса, так и для сотрудников компании.
После перевода лекций в онлайн-формат большинство компаний увеличивают скорость подготовки сотрудников и при этом улучшают качество обучения. Например, обувная сеть «Эконика» после перехода от очных тренингов к LMS стала быстрее обучать сотрудников работать с новыми коллекциями товаров — за семь дней вместо пяти недель. Расходы компании на обучение при этом упали на 40%, а уровень сервиса по оценке покупателей вырос на 101%.
Отлаженная система онлайн-обучения также помогает сотрудникам быстрее осваиваться на работе и повышать квалификацию. К примеру, торговые представители фармацевтической компании «ФораФарм» проходят несколько этапов теоретического обучения — от новичка до эксперта. Онлайн-занятия сочетаются с очными тренингами по продажам. А ещё запущены отдельные курсы по продуктам компании — кремам и БАДам. Такой подход позволяет вдвое быстрее обучать новичков и повышает эффективность продаж.
Виды систем дистанционного обучения
LMS делят по назначению, доступности или техническому устройству. Вот какие они бывают.
Корпоративные и академические СДО
Корпоративные СДО подходят бизнесу для обучения сотрудников, а академические используют образовательные учреждения.
Основной функционал у систем один и тот же, но есть различия в наборе инструментов. Например, в академические СДО обычно встроен родительский контроль, электронный деканат и прокторинг. В систему можно загружать материалы в
соответствии с учебным планом и вести журнал успеваемости. Корпоративные СДО дают возможность составлять траектории и проводить оценку сотрудников.
Также корпоративные и академические СДО отличаются по целям, времени прохождения курсов и возможности обновлять материалы.
Цели обучения. Курсы на академических LMS ориентированы на глубокую проработку теоретических знаний. Корпоративные системы направлены на практику — компании важно, чтобы за счёт повышения квалификации сотрудников бизнес получал больше прибыли.
Время прохождения курсов. В академических СДО занятия распределены по семестрам или четвертям с перерывами на праздники и каникулы. Корпоративное обучение зависит только от потребностей бизнеса. Как правило, оно короче, и сотрудники могут учиться в любое время.
Сертификаты и система оценок. С помощью платформы для корпоративного обучения руководитель может отслеживать успехи специалистов — например, смотреть оценки за итоговые тесты. После окончания курса работник обычно получает сертификат. На платформах для академического обучения оценки и отметки о посещении занятий отображаются в электронном журнале успеваемости.
Частота обновления контента. Курсы на академических LMS не нужно регулярно обновлять: они основаны на научных знаниях и образовательных стандартах, которые редко меняются. В корпоративной LMS, наоборот, важна возможность обновления. Тогда компания сможет добавлять модули на курс и редактировать инструкции в соответствии с потребностями рынка.
Социальное взаимодействие. На академических СДО получится создавать доски обсуждений и формировать студенческие группы для классных проектов и секционных заседаний. В корпоративных системах эти опции часто бывают не нужны — обычно сотрудники проходят курсы индивидуально, а не в группе.
Общедоступные и платные СДО
Чтобы пользоваться общедоступной системой с открытым исходным кодом, не нужно покупать лицензию. Однако СДО всё равно необходимо обслуживать: при подключении может потребоваться настройка сервера, архитектуры хостинга и других опций платформы. Ещё такую систему надо регулярно обновлять — для этого компании понадобятся услуги IT-специалиста.
Коммерческие LMS с платной лицензией проще развернуть и использовать, а в оплату, как правило, включены обслуживание и техподдержка. Компаниям, у которых нет штатного системного администратора или опыта в использовании систем для обучения, больше подойдёт этот вариант.
Облачные хранилища и СДО, размещённые на своём сервере
Компания может хранить информацию на собственных серверах или в специальном облаке — по модели SaaS.
На своих серверах собирают данные в основном крупные корпорации: у них есть бюджет на покупку и самостоятельное обслуживание оборудования. Так компания старается обезопасить себя от утечки данных и сама отвечает за защиту информации.
Если компания использует LMS, размещённую на собственных серверах, и создаёт много разных курсов, ей понадобятся услуги штатного IT-специалиста, который будет обслуживать платформу.
Небольшому бизнесу проще хранить данные в специальном облаке. Это значит, что данные будут лежать на серверах поставщика. Такой подход не требует заботы о техническом обслуживании и сэкономит бюджет компании. Но важно убедиться, что данные защищены надёжным протоколом шифрования. Во время передачи информации в облако часто используют, например, протокол TLS.
СДО со встроенным редактором курсов и без него
Перед загрузкой курса на LMS его нужно сконструировать: сверстать текстовые уроки с иллюстрациями, сделать проверочные тесты с вариантами ответа, добавить видео. Для этого понадобится редактор курсов. Система дистанционного обучения, в которую встроена эта опция, называется LCMS. На такой платформе компания может и создать курс, и сразу его опубликовать, никуда не выгружая материалы. Если в системе редактора нет, его нужно приобрести отдельно, создать в нём учебные материалы, а затем загрузить их в LMS.
При выборе СДО с конструктором или без него можно столкнуться с двумя проблемами:
- У встроенных редакторов курсов бывают функциональные ограничения. Например, в некоторых LCMS нельзя редактировать определённые форматы файлов.
- Не все LMS и конструкторы курсов совместимы по формату. Прежде чем определиться с выбором, проверьте, что СДО и редактор поддерживают один технический стандарт.
Лучше всего выбирать LMS со встроенным редактором или приобретать СДО и конструктор у одной компании-производителя. Так сервисы точно будут совместимы.
Стандарты по созданию СДО
СДО должны соответствовать одному из пяти основных технических стандартов. Эти стандарты нужны, чтобы у пользователя была возможность просматривать контент на разных устройствах — смартфонах, компьютерах и планшетах. Ещё так создатели курсов могут размещать материалы на других сайтах и собирать с них статистику об успеваемости пользователей.
AICC. Свод технических рекомендаций, который разработали в США. Если курс создан с учётом прописанных в AICC параметров, его можно загрузить в любую СДО, и он без проблем воспроизведётся в системе.
SCORM. Технический стандарт для создания курсов. Контент, сделанный по правилам SCORM, может корректно открываться практически на любой платформе. Существует четыре версии стандарта: SCORM 1.0, 1.1, 1.2 и 2004. Самые популярные — 1.2 и 2004.
xAPI или Tin Can. Это версия SCORM следующего поколения. Курсы, созданные по такому стандарту, могут воспроизводиться офлайн и на любом устройстве. Ещё их получится размещать на сайте компании, в сторонних приложениях или в социальных сетях. СДО при этом будет собирать полную статистику о прохождении курсов со всех платформ. Подробнее читайте в статье «Стандарты электронного обучения: сравнение SCORM и Tin Can (xAPI)».
LMS LTI. Стандарт позволяет авторам курса размещать контент со сторонних платформ внутри LMS. Допустим, у компании уже есть интерактивный тренажёр для занятий или сайт с тестами для проверки знаний. Эти продукты не нужно с нуля создавать внутри обучающей системы. Вместо этого можно просто подключить их к ней. Все материалы будут доступны в LMS. Пользователю не придётся переходить на разные сайты, чтобы, например, сначала прослушать урок, а затем пройти тест.
Cmi5. Это новейший стандарт, который объединяет все возможности SCORM и xAPI. Контент cmi5 можно просматривать на мобильных устройствах даже в автономном режиме, а также получать подробную статистику по использованию любого формата контента, включая PDF-файлы, видео и игры.
При выборе LMS и редактора курсов обязательно уточняйте, поддерживают ли они одинаковый формат. В противном случае LMS не сможет воспроизвести созданный в редакторе курс.
Функционал LMS
Не существует универсального набора функций для платформы — всё зависит от задач компании, которая составляет курсы. Рассмотрим основные функции. Первые три пункта из списка стандартные и есть во всех СДО, наличие остальных может варьироваться.
- Управление пользователями. В СДО можно добавлять и менять информацию в учётных записях: изменять роли сотрудников и объединять специалистов в группы и организации. Это удобно, чтобы быстро назначать обучение и смотреть прогресс по отделам.
- Управление курсом. В LMS получится применять к каждому курсу индивидуальные настройки. Например, можно настроить так, чтобы новый модуль открывался только после прохождения предыдущего или чтобы результаты итоговых тестов автоматически приходили админу на почту.
- Отслеживание прогресса. LMS автоматически оценивает успеваемость пользователей в режиме реального времени и сохраняет показатели в отчётах. Руководитель обучения сможет посмотреть динамику знаний как отдельного сотрудника, так и отдела. Информация поможет доработать курс или вовремя заметить работника, которому нужна помощь.
- Создание контента. Делать это можно с помощью встроенного или внешнего редактора — о них мы говорили выше.
- ILT. Instructor-Led Training — это возможность подключить к LMS менеджера, который занимается административными вопросами. Например, он собирает статистику оценок, ведёт журнал посещаемости и составляет расписание. Пользователи могут обратиться к менеджеру с любым вопросом через встроенный чат или по почте, а у руководителя получится проверить активность сотрудников — например, узнать, сколько времени они потратили на обучение.
- Мобильное приложение. Если оно есть, сотрудники смогут учиться в дороге. Некоторые приложения работают без интернета — это удобно, потому что просматривать курс получится даже в самолёте.
- Социальное обучение. Существуют СДО, которые по интерфейсу похожи на социальную сеть. На такой платформе пользователи могут публиковать статьи, обсуждать сообщения коллег, ставить лайки и делиться контентом. Это не только повышает мотивацию к обучению, но и сплачивает коллектив.
- Маркировка. Курсы на платформе можно оформить в цветах компании и добавить логотип, чтобы поддерживать единое позиционирование бренда.
- Геймификация. В процессе обучения сотрудникам выдаются очки, награды и значки, ведётся рейтинг успехов. Это помогает повысить вовлечённость работников в процесс обучения.
Например, сеть ресторанов быстрого питания «БлинБери» в качестве награды за пройденные курсы выдаёт сотрудникам значки, которые они могут носить на работе. - Сертификация. LMS может выдавать сертификаты об окончании курсов.
Подробнее об опциях СДО можно прочитать в статье «Что такое электронное обучение?».
Стоимость системы дистанционного обучения для бизнеса
При выборе LMS компании важно учитывать финансы: у СДО бывают разные тарифы и принципы оплаты. Вот по какому принципу может формироваться итоговая цена.
Плата за активного пользователя. Стоимость зависит от количества сотрудников, которые воспользовались LMS в течение определённого периода, например месяца или года. Количество пройденных курсов при этом может быть любым.
Плата за фиксированное число сотрудников. Например, компания может купить доступ в LMS для 30 сотрудников на месяц. Даже если по факту курсы пройдут только 25 человек, стоимость останется неизменной.
Оплата за фактическое использование. В такой системе доступ к каждому курсу для каждого сотрудника оплачивается отдельно.
Лицензионный сбор или подписка. Компания платит фиксированную сумму за доступ к LMS на определённый период, например год. Цена обычно варьируется в зависимости от срока и подключённых функций.
Выбор способа оплаты зависит от бюджета компании и количества пользователей, которых она должна обучить. Например, маленькой фирме удобнее платить только за активных пользователей, которые прошли конкретный курс.
Крупным корпорациям есть смысл покупать доступ «оптом» для большого числа сотрудников или лицензию с полным доступом. Это может обойтись дешевле, чем оплата за каждого отдельного пользователя.
Как организовать обучение в LMS
Работа практически с любой современной LMS интуитивно понятна даже тем, кто никогда ими не пользовался. Добавить учебные материалы и открыть доступ пользователям можно за несколько минут. Расскажем, как это сделать, на примере iSpring Learn.
Шаг 1. Загрузите курсы. Можно добавлять несколько материалов одновременно, создавать подразделы, выгружать текстовые лонгриды или тесты для проверки.
Шаг 2. Добавьте пользователей. Этот процесс автоматизирован. Например, можно пригласить сотрудников по электронной почте или импортировать список работников из файла XLSX. У пользователей может быть три роли с разным уровнем доступа:
- сотрудник, который проходит курсы;
- администратор, который может объединять других пользователей в группы, назначать роли и давать им доступ к материалам;
- автор курсов, который не только управляет доступами, но и может добавлять или удалять учебные материалы с платформы.
Шаг 3. Собирайте и анализируйте результаты обучения. Вы можете отслеживать прогресс сотрудников в режиме реального времени. В системе есть подробная статистика о затраченном на обучение времени, количестве попыток пройти курс и оценках.
Читайте также: Как выбрать систему дистанционного обучения
Коротко о главном: как выбрать LMS и что важно о ней знать
СДО и LMS — это практически синонимы, которые обозначают платформу для создания и размещения онлайн-курсов. Считается, что LMS можно применять и в онлайн-, и в офлайн-обучении, а СДО — только онлайн.
Существуют разные технические стандарты, по которым работают LMS. Перед покупкой лучше удостовериться, что система открывает все нужные форматы файлов или поддерживает интеграцию контента с других сайтов.
Оплачивать СДО можно по-разному — например, по количеству активных пользователей или в формате лицензии, которая действует определённый период. Небольшим компаниям проще покупать доступ для конкретных сотрудников, чтобы сэкономить бюджет, а корпорациям больше подойдёт лицензия.
Чтобы выбрать подходящую именно вашему бизнесу LMS, важно учесть пять параметров:
- Особенности системы. Посмотрите, можно ли интегрировать в СДО контент с других площадок, проводить вебинары, выдавать сертификаты и награды.
- Поддержка контента. Определите, какие файлы хотите загружать на платформу, и проверьте, поддерживает ли их LMS.
- Редактор. Узнайте, встроен ли конструктор курсов в систему или его нужно покупать отдельно.
- Управление пользователями. Посмотрите, какие роли могут быть у зарегистрированных пользователей, можно ли подключать их к курсам выборочно и собирать статистику по конкретным сотрудникам или отделам.
- Система отчётности. Определите, какие данные вам необходимо видеть в отчётах. Например, если вам важна аналитика по среднему времени прохождения урока, проверьте, чтобы LMS умела её собирать.
У многих LMS доступен бесплатный пробный период. Чтобы не ошибиться с выбором, активируйте его. Ещё вам могут помочь обзоры СДО — прочитайте о девяти популярных платформах для онлайн-обучения.