Электронное обучение можно организовать и с помощью бесплатной платформы. Это может подойти, если у вас ограниченный бюджет или вы просто хотите попробовать eLearning. Поэтому такие системы популярны среди энтузиастов eLearning и университетов по всему миру.
А вот компании предпочитают платные СДО, так как внедрение бесплатной системы вызывает определенные сложности. Вот основные причины:
- Нет готового решения. Это означает, что установку клиент будет делать сам. Для установки, настройки и последующего обслуживания рекомендуется найти специалиста по веб-разработке, так как эти процессы не из легких.
- Нет технической поддержки. Если система вдруг даст сбой во время работы, клиенту придется решать эту проблему самому. Поэтому стоит особенно осторожно относиться ко всем обновлениям: новая версия может быть несовместима с уже установленными модулями.
- Развитие за счет сообщества. У бесплатных систем открытый код, и разработку ведут сами пользователи. Чем популярнее система — тем больше готовых модулей вам доступно.
На российском рынке наиболее популярны следущие платформы:
Платформа | Особенность, краткий комментарий |
---|---|
1. Moodle | Платформу развивают пользователи с помощью новых модулей (свыше 1500), поэтому у Moodle самые широкие возможности кастомизации интерфейса и функций. |
2. ATutor | ATutor развивается за счет собственного сообщества на GitHub. Во многом похожа на Moodle, однако у ATutor меньше готовых модулей, зато есть встроенный конструктор. |
3. Ilias | Решение, созданное для немецких университетов. Приятный изначальный дизайн. Есть удобный встроенный конструктор тестов. Кастомизация за счет имеющихся модулей и собственных разработок. |
4. Diskurs | Бесплатная отечественная платформа. Есть встроенный конструктор курсов на H5P. Имеются платные услуги (редизайн, добавление функций, тех. поддержка). |
Мы протестировали указанные платформы по следующим критериям и ответили на следующие вопросы:
- Доступность информации. Насколько просто найти информацию о системе
- Простота использования. Насколько просто развернуть и обновлять платформу?
- Гибкость настроек. Какой функционал системы можно настроить под себя? Возможности кастомизации
- Функционал платформы. Подойдет ли платформа для тестирования, видеокурсов, вебинаров?
- Поддержка учебных материалов. Какие форматы учебного контента поддерживает платформа, нужно ли создавать отдельные курсы по нее?
- Разработка учебных материалов. Есть ли внутри платформы средства для разработки учебного контента (курсов, тестов), или нужно использовать сторонний редактор?
- Отчетность. Как собирается отчетность в системе? Какие типы отчетов есть?
- Орг. структура пользователей. Как добавлять пользователей в систему, можно ли распределять студентов по потокам/группам?
1. Moodle — модульная платформа с богатым функционалом
Moodle — бесплатная модульная система электронного обучения с открытыми кодом. Особенностями можно назвать сильное сообщество (которое и развивает платформу, создавая новые модули), широкий функционал, полная кастомизация и локализация более чем на 100 языков. На сегодня является самой популярной бесплатной системой обучения.
Moodle являются бесплатной лишь условно, поскольку на ее поддержку нужные технические специалисты, собственный или арендованный сервер. Если количество студентов до 500 выгоднее рассмотреть коммерческие платформы. В качестве альтернативы можно попробовать iSpring Learn. Платформа не требует установки, готова к работе сразу после регистрации, а техническая поддержка оперативно решает все задачи по обновлению, настройке и консультирует по вопросам о работе на платформе.
Описание Moodle
- Доступность информации. В Сети есть множество гайдов от пользователей по настройке платформы и ее применению. На сайте Moodle есть подробная документация на английском языке.
- Простота использования. Настроенной Moodle легко пользоваться, однако установка платформы может вызвать затруднения у клиентов, не знакомых с веб-разработкой. Запуск Moodle состоит из трех шагов: установка на веб-сервер, настройка базы данных и добавление плагинов.
- Гибкость настроек. Так как у платформы открытый код, ее функционал и дизайн можно полностью настроить под себя. Если вы не хотите тратить время процесс настройки, то можете воспользоваться готовыми плагинами (1577 на данный момент).
- Функционал платформы. У Moodle есть готовые плагины (модули) для проведения тестов, видеокурсов и вебинаров, отслеживания статистики. Например, плагин The Webinar позволяет добавлять вебинары, проводимые с помощью Adobe Connect. Также есть форумы и рассылки.
- Поддержка учебных материалов. Moodle поддерживает все современные форматы (некоторые поддерживаются лишь через плагины): xAPI, SCORM 1.2, SCORM 2004 и форматы IMS.
- Разработка учебных материалов. У Moodle нет встроенного конструктора учебного контента. Для создания тестов и курсов разработчики советуют использовать Courselab, Easygenerator, iSpring Suite и QuizMaker.
- Отчетность. Статистика и отчеты зависят от установленных модулей. Благодаря изобилию плагинов в Moodle можно настроить систему отчетности для любых нужд.
- Орг. структура пользователей. В Moodle можно добавлять пользователей вручную, импортом файла, приглашать их по email или позволять им регистрироваться самим.
Видеообзор
Создание курса в Moodle
Кому подойдет | Кому не подойдет |
---|---|
|
|
2. Atutor — модульная веб-система обучения
Как и Moodle, Atutor — это открытая веб-система для электронного обучения. Среди особенностей можно выделить встроенный редактор курсов, адаптивный интерфейс за счет модулей и креативное сообщество на Github, готовое всегда ответить на любой вопрос. ATutor переведена на 50 языков.
Описание Atutor
- Доступность информации. По ATutor есть достаточно текстовых руководств от пользователей, а на сайте есть подробная документация. Видеообзоров по новой версии почти нет.
- Простота использования. Установка может вызвать сложности у пользователей, не знакомых с веб-разработкой. Интерфейс пользователя простой и понятный, а вот администратору придется разбираться во всех тонкостях платформы и встроенного конструктора.
- Гибкость настроек. Функционал зависит от установленных модулей и собственной разработки. Старые модули могут не работать с последними релизами ATutor, а поддерживаемых модулей не так много. Поэтому если вам нужен широкий функционал — лучше обратить внимание на платные СДО.
- Функционал платформы. С помощью ATutor можно проводить курсы и тесты и собирать статистику. Модуль BigBlueButton позволяет проводить вебинары. Есть поддержка форумов и функция отслеживания активности пользователей.
- Поддержка учебных материалов. ATutor поддерживает OpenSocial 1.0, стандарты IMS и SCORM 1.2 и v2004 RD3.
- Разработка учебных материалов. В ATutor есть встроенный конструктор тестов. Всего 8 типов вопросов: единственный выбор, множественный выбор, несколько ответов, открытый ответ, сортировка, соответствие, соответствие (графика), шкала Ликерта.
- Отчетность. Первичная система отчетности ATutor довольно ограниченная, для более подробной статистики стоит использовать модуль Test Analysis. Статистика выгружается в формате CSV.
- Орг. структура пользователей. В ATutor можно добавлять пользователей вручную, импортом файла, приглашать их по email или позволять им регистрироваться самим.
Видеообзор
Создание курса в ATutor
Кому подойдет | Кому не подойдет |
---|---|
|
|
3. Ilias — немецкая разработка для университетов
Ilias — немецкая веб-платформа, наиболее распространенная в университетах Германии. Особенностью является приятный интерфейс, похожий на социальную сеть, простота использования и настройки, широкий функционал и мощный редактор тестов.
Описание Ilias
- Доступность информации. На сайте Ilias есть подробная документация на английском и немецком. В Сети есть текстовые и видео руководства по использованию платформы, однако на русском толковых гайдов почти нет. Ilias также предлагает сценарии развития для университетов.
- Простота использования. Интерфейс Ilias похож на социальную сеть. Так как платформа рассчитана под ВУЗы, студентам будет особенно удобно ею пользоваться. Процесс администрирования также прост и понятен, однако для установки плагинов нужно прочитать документацию или просмотреть туториал.
- Гибкость настроек. Установкой и настройкой платформы должен заниматься специалист. Интерфейс и функционал можно менять только с помощью плагинов (всего 93).
- Функционал платформы. В Ilias можно загружать, создавать и назначать учебные материалы. Есть инструменты оповещения и общения: форумы, обсуждения, рассылки, списки друзей. Во встроенном конструкторе можно создавать 17 видов вопросов.
- Поддержка учебных материалов. Ilias поддерживает стандарты IMS, а также SCORM 1.2 и v2004 RD3.
- Разработка учебных материалов. В Ilias есть встроенный конструктор контента. С его помощью можно создавать тесты, упражнения и опросы.
- Отчетность. Статистика в Ilias выгружается в форматах XML и CSV. Колонки в отчетах настраиваются с помощью плагинов.
- Орг. структура пользователей. В Ilias можно добавлять пользователей вручную, импортом файла, приглашать их по email или позволять им регистрироваться самим.
Видеообзор
Создание курса в ATutor
Тесты и виды вопросов в Ilias
Кому подойдет | Кому не подойдет |
---|---|
|
|
4. Diskurs — бесплатная отечественная платформа
Diskurs — отечественная веб-платформа электронного обучения. Среди особенностей можно выделить редактор, создающий курсы через сервис контент H5P, и приятный дизайн. Diskurs также предлагает платные услуги, как, например, аренда сервера (6000₽/месяц) и обучение разработке курсов (40 000₽).
К сожалению, мы не смогли связаться с представителями Diskurs для уточнения деталей по платформе, поэтому предлагаем вам только обзор демо-версии.
Описание Diskurs
- Доступность информации. На сайте Diskurs есть подробная инструкция по установке платформы и работе с ней. Нет текстовых и видео гайдов по применению от пользователей.
- Простота использования. Установка Diskurs не должна вызвать вопросов, если следовать инструкции на сайте. Базовый интерфейс платформы интуитивно понятен, есть возможность кастомизировать его за дополнительную плату.
- Гибкость настроек. Редизайн и добавление новых функций можно заказать за дополнительную плату.
- Функционал платформы. В Diskurs можно загружать, создавать и назначать курсы.
- Поддержка учебных материалов. Diskurs поддерживает форматы SCORM, AICC, xAPI и CMI5.
- Разработка учебных материалов. Конструктор уроков создает контент через платформу H5P. Всего поддерживается 40 типов контента.
- Отчетность. Базовая версия Diskurs предусматривает только отчеты по курсам.
- Орг. структура пользователей. В Diskurs пользователи добавляются вручную или путем импорта CSV файла.
Кому подойдет | Кому не подойдет |
---|---|
|
|
Краткое резюме
Подведем небольшой итог и кратко сформулируем особенности каждой бесплатной системы электронного обучения:
- Moodle — мощная модульная система, которую можно довести до уровня платных СДО за счет готовых модулей. Однако внедрение и настройка до такого уровня может занять несколько месяцев. Moodle пользуется популярностью среди образовательных учреждений, небольших компаний и энтузиастов электронного обучения.
- ATutor — очень похожа на Moodle, но не такая популярная. Тем не менее, у ATutor много рабочих модулей, широкие возможности для разработки и встроенный конструктор. ATutor в основном пользуются энтузиасты электронного обучения.
- Ilias — система обучения с интерфейсом, напоминающим социальную сеть. Ilias легко пользоваться, и она гибкая в настройке. Система разрабатывалась для немецких университетов, однако сейчас применяется в учебных учреждениях по всему миру.
- Diskurs — отечественная разработка с мощным встроенным конструктором на H5P. Система распространяется по Freemium-модели: изначально бесплатная, а дополнительные функции и услуги можно докупить.
Критерий для сравнения | Краткая оценка функций и возможностей системы | |||
---|---|---|---|---|
Moodle | ATutor | Ilias | Diskurs | |
Общие характеристики | 13 | 10 | 12 | 7 |
Доступность информации | 5 | 4 | 4 | 3 |
Техническая документация Есть ли на сайте подробная информация о функциях и возможностях системы, ответы на частые вопросы? | 3 | 2 | 2 | 1 |
Наличие пробной версии Доступна ли демо-версия, которую можно протестировать? | 2 | 2 | 2 | 2 |
Простота использования | 2 | 2 | 4 | 2 |
Пользовательский интерфейс Насколько просто пользователи и администраторы могут самостоятельно разобраться с функционалом системы, не читая техническую документацию? | 1 | 1 | 2 | 1 |
Простота администрирования Насколько просто можно управлять пользователями и контентом, настраивать систему? | 1 | 1 | 2 | 1 |
Гибкость настроек | 6 | 4 | 4 | 2 |
Возможность кастомизации Насколько быстро, просто и гибко можно настроить систему под требования корпоративного стиля? | 3 | 2 | 2 | 1 |
Возможность интеграции Насколько быстро и просто можно встраиваться в корпоративные информационные системы? | 1 | 1 | 1 | 1 |
Возможности расширения Имеются ли готовые модули расширения системы до комплексной системы автоматизации HR-процессов? | 2 | 1 | 1 | 0 |
Сравнение функций | ||||
Управление учебным контентом | 3 | 5 | 7 | 7 |
Хранение контента Имеется ли возможность загружать видео, презентации, документы, изображения и готовые SCORM-курсы, разработанные в других системах? | 2 | 2 | 2 | 2 |
Редактирование контента Имеется ли возможность создавать и редактировать учебные материалы, объединять их в учебные курсы, настраивать условия их прохождения? | 0 | 1 | 2 | 2 |
Создание и проведение тестов Имеется ли возможность создавать различные виды тестовых вопросов? | 0 | 1 | 2 | 2 |
Мобильное обучение Имеется ли возможность просматривать учебный контент не только с компьютеров, но и с мобильных устройств? | 1 | 1 | 1 | 1 |
Управление пользователями | 14 | 14 | 15 | 11 |
Добавление пользователей Поддерживается ли саморегистрация пользователей, импорт из списка, синхронизация с базой данных кадров? | 2 | 2 | 2 | 1 |
Редактирование профиля пользователя Может ли пользователь редактировать свой профиль, просматривать результаты и историю обучения, хранить сертификаты, обмениваться сообщениями? | 2 | 2 | 2 | 1 |
Группировка пользователей Можно ли объединять пользователей в группы и массово назначать этим группам учебные курсы? | 2 | 2 | 2 | 2 |
Поиск и фильтрация Насколько удобно искать отдельного пользователя в базе данных? | 2 | 2 | 2 | 2 |
Управление ролями Можно ли самостоятельно настраивать права доступа для отдельных пользователей и групп? | 2 | 2 | 2 | 2 |
Планирование обучения Имеются ли в системе календари, расписания или графики обучения, помогающие планировать процесс обучения для отдельных пользователей или групп? | 2 | 2 | 3 | 1 |
Геймификация обучения Имеются ли в системе рейтинги, бейджики, статусы или внутренняя валюта? | 2 | 2 | 2 | 2 |
Общение между пользователями | 11 | 10 | 14 | 8 |
Уведомления Получают ли пользователи уведомления об изменениях, происходящих в системе: назначение нового курса, новый комментарий или сообщение? | 2 | 2 | 2 | 2 |
Вебинары Имеется ли возможность проводить и записывать вебинары? | 2 | 2 | 1 | 0 |
Обсуждения (чаты) Имеют ли пользователи возможность обмениваться сообщениями друг с другом? | 2 | 1 | 3 | 1 |
Форумы Имеют ли пользователи возможность создавать обсуждения на любые темы? | 2 | 2 | 3 | 2 |
Микроблоги Имеют ли пользователи возможность вести свои микроблоги? | 1 | 1 | 3 | 1 |
Лента новостей Имеется ли возможность централизованно информировать пользователей о наиболее важных событиях? | 2 | 2 | 2 | 2 |
Статистика и отчеты | 4 | 2 | 4 | 2 |
Шаблоны отчетов Имеются ли в системе шаблоны наиболее популярных видов отчетов по достижениям пользователей и просмотрам учебных материалов? | 2 | 1 | 2 | 1 |
Конструктор отчетов Имеется ли возможность создавать уникальные формы отчетов? | 2 | 1 | 2 | 1 |
Примечание:
0 баллов — критерий сравнения в системе отсутствует
1 балл — критерий представлен каким-либо образом
2 балла — критерий представлен хорошо
3 балла — критерий является преимуществом системы