Создание курса похоже на написание книги: даже если объём материала небольшой, важно, чтобы он был логичным, связным и понятным. Именно поэтому на первом этапе работы нужно составлять предварительную структуру курса. Это поможет собрать всю информацию по теме в один документ и презентовать идею начальству или клиенту. В противном случае материал может получиться несвязным и его придётся переделывать целиком, а это лишняя работа.
Рассказываем, как составить идеальный план курса и какие пункты должны в нём быть. В статье подробно разберём:
- Что такое структура курса.
- Какие пункты могут входить в структуру учебного курса.
- Как составить сценарий электронного курса.
- Какие дополнительные элементы можно включить в план.
Что такое структура курса
Структура курса — общий план или сценарий программы обучения, в котором информация собрана в логическом порядке. Он служит дорожной картой для автора материалов, спикеров и сотрудников. На структуру ориентируются, когда создают учебные материалы и задания.
Разработка курса без плана похожа на поездку в незнакомое место без карты и навигатора. Вы рискуете пойти не по той дороге, заблудиться и потерять массу времени на обратный путь.
Сценарий учебного курса помогает:
- Ориентироваться в структуре материалов. На этапе составления плана важно определить, в какой точке находится сотрудник сейчас и какого результата он должен достичь в конце занятий. Также создателю курса нужно продумать порядок уроков и время, которое даётся на обучение. С планом будет удобнее на следующих этапах прорабатывать каждый урок и задания для проверки знаний.
- Наполнять курс содержанием. Намного проще составлять материалы и выбирать формат контента, когда есть общий скелет. Например, широкую тему можно разбить на подтемы — модули и уроки. После этого будет легче определить, какие тезисы раскрывать в каждом модуле и какие для этого нужны практические задания.
- Согласовывать обучение с заказчиком. Чтобы не пришлось полностью переделывать готовый продукт, лучше показать сценарий будущего онлайн-курса начальству. Намного проще внести правки, когда работа над содержанием ещё не начата, чем править уже оформленные уроки.
Важно также выбрать платформу, на которой пользователи будут проходить курсы. От СДО (системы дистанционного обучения) зависит, какие форматы контента сможете добавить в программу. Подробный перечень лидеров отрасли можно найти в материале «Обзор топ-9 отечественных и зарубежных СДО для корпоративного обучения».
Что должно быть в структуре курса
Как правило, план курса — это список больших модулей, внутри которых обозначены отдельные уроки. При этом модули и уроки расположены в логической последовательности. Такую схему удобно составлять, например, в таблице Excel, майндкарте или обычном текстовом файле.
Кроме названий уроков, в план лучше включить дополнительную информацию, которая поможет в разработке курса. Это может быть цель и описание урока, система оценок, требования к материалам, тип контента, дедлайны для сдачи заданий и правила прохождения курса.
Подробно рассмотрим каждый пункт будущего плана.
Модуль. Это раздел онлайн-курса, посвящённый определённой теме. Если сравнивать план с книгой, то учебные модули — это главы. Например, в курсе для обучения продавцов розничной сети могут быть модули «Вводная информация», «Работа с клиентами», «Заполнение документации», «Заказ товаров».
Программа необязательно должна быть объёмной. Иногда для разбора темы достаточно дать сотрудникам инструкцию или сделать небольшой курс из одного-двух уроков. Какие сервисы подойдут для создания микрокурсов, читайте в статье «4 альтернативы Articulate, которые работают в России».
Урок. Это отдельные небольшие разделы в рамках одного модуля. Их количество составитель курса определяет сам. В зависимости от темы в некоторых модулях может быть три урока, а в других — десять. Главное, чтобы вместе они были выстроены в логическом порядке и давали максимум полезной информации.
Например, в модуле «Работа с клиентами» для продавцов магазинов могут быть уроки «Приветствие», «Стандарты общения», «Работа с возражениями» и «Дополнительные предложения».
Цели обучения. Это знания и навыки, которые пользователь должен получить после прохождения курса. Цели нужно прописывать в начале каждого модуля или даже урока. Так сотрудникам будет проще понять, к какому результату им необходимо прийти.
Например, цель урока «Работа с возражениями» может звучать так: научиться грамотно отвечать на замечания покупателей о высокой цене и платной доставке, а также решать конфликтные ситуации со «сложными» клиентами.
Описание. Это краткий обзор каждого урока и модуля, в котором перечислены основные тезисы содержания. Прописав их, составитель курса поймёт, выглядит ли модуль завершённым или его необходимо дополнить какими-то важными деталями.
Разные типы контента. Хороший курс — это не просто набор слайдов с текстом и изображениями. Чтобы сотрудники не забросили обучение, оно должно быть увлекательным и разнообразным. Именно поэтому уже на этапе плана важно прописать, какой контент и в каком уроке будет использован. Это может быть, например, видео, инфографика, текст, изображения, интерактивные тесты. Лучше чередовать форматы — это поможет удерживать внимание пользователя во время обучения.
Практические задания. Важно не только дать сотрудникам теоретическую информацию, но и позволить им закрепить знания на практике. Для этого стоит включить в план интерактивные задания. Это могут быть как стандартные тесты с вариантами ответов, так и тренажёры с имитацией диалога.
Оценки. С их помощью сотрудники увидят свои пробелы, а наставник курса сможет оценить эффективность обучения и, если нужно, скорректировать программу. Например, провести дополнительное занятие по сложной теме или пригласить специалиста в узкой области. Для проверки знаний можно использовать короткое тестирование в каждом модуле или проводить одну большую проверочную работу по итогам всего курса.
Обратная связь. Благодаря обратной связи можно, например, рассказать пользователю о его результатах тестирования. Если объяснять, почему ответ неправильный, или хвалить за правильные ответы, у работников появится мотивация продолжать обучение.
Обратную связь, как правило, добавляют именно к обучающим тестам и викторинам. Если цель теста — оценить знания сотрудника в рамках подтверждения квалификации, обратная связь не нужна.
Сроки обучения. Часто сотрудники проходят курсы параллельно с работой, командировками или домашними делами. Чтобы они могли планировать время, важно прописывать тайминг для каждого урока.
Также важно подобрать оптимальную длительность уроков. Например, на лекции длиной 40–60 минут сотрудникам будет сложнее найти время, чем на короткие видео по 10–15 минут. Небольшие уроки пользователи смогут посмотреть по дороге на работу или перед сном.
5 шагов по созданию структуры онлайн-курса
Допустим, руководитель поручил вам создать курс по продажам и даже предоставил анализ аудитории и определил цели обучения. Давайте разберём, как создать эффективный план курса.
Шаг 1. Изучите тему
На этом этапе не нужно проводить глубокое исследование — достаточно просто разобраться, какая информация доступна по теме. Можно использовать несколько источников, например:
- Материалы, предоставленные компанией. Это внутренняя документация, отчёты за предыдущие кварталы или года, протоколы встреч, клиентские презентации. Ещё будут полезны наработки, которые использовали в организации для обучения раньше, особенно если сотрудников консультировал тренер или коуч.
- Интервью с экспертами. Лучше всего про свою область знаний рассказывают действующие специалисты. В роли эксперта может выступить как рядовой сотрудник, так и руководитель компании.
- Книги или исследования. Для начала нужно составить подборку материалов, а затем методично изучить их — это поможет выделить главные темы уроков. Если в курсе цитируется информация из книги или исследования, не забудьте указать источник.
- Похожие курсы. Их можно использовать, как пример и источник вдохновения, копировать информацию не стоит. Возможно, в курсах компаний-конкурентов найдутся интересные идеи — например, для интерактивной игры или системы оценок пользователей.
Шаг 2. Определитесь с учебными модулями и уроками
Чтобы выделить ключевые темы и идеи будущего курса, проведите с коллегами и руководителем брейншторм или разошлите опрос внутри компании. Возможно, сотрудники сами скажут, что им хочется узнать на обучении.
Из полученной информации выберите главные темы и расположите их в логическом порядке — это и будут модули. Вот как они могут выглядеть в курсе по оформлению заказов для магазина:
Ещё один способ разделить курс на модули — взять конечную цель и разбить её на результаты обучения, которых пользователи должны достичь после завершения курса. После этого модули можно разделить на более короткие уроки. Например:
Шаг 3. Определите цели обучения и составьте описание для каждого урока
Если вы формулировали цели перед тем, как прописать модули, то задачи уже определены. Но если вы сначала расписали структуру, то следующим шагом обозначьте цели модулей и отдельных уроков. Чтобы они были измеримыми, используйте для описания глаголы действия. Например, вот как могут звучать цели:
- научиться заполнять кассовые отчёты;
- отработать 5 способов предложить клиенту дополнительную услугу;
- освоить технику работы с возражениями покупателя.
Затем сделайте описания уроков — достаточно всего пары предложений. С ними будет проще презентовать будущий курс руководству. Хорошо, если описание не только охватит тему, но и передаст ценность, которую сотрудник получит от занятия. Тогда текст получится разместить в готовом курсе рядом с названием урока.
Вот как могут выглядеть цели и описания уроков:
Шаг 4. Выберите типы контента
Чтобы информация лучше запомнилась и новые знания можно было применить на практике, необходимо продумать, как интересно подать теорию. Одно из решений — превратить уроки в интерактивную игру. Например, в курсе для мерчандайзеров использовать слайды с наглядными изображениями раскладки. Закрепить знания можно с помощью игры, в которой сотрудник будет расставлять товары на виртуальной полке, перетаскивая их на экране.
Контент должен соответствовать цели курса. Нет смысла предлагать инженерам на производстве ролевую игру, если их нужно обучить работе с конкретным оборудованием. Но интерактивный диалоговый тренажёр станет идеальным решением для пользователей, которым необходимо развивать свои коммуникативные навыки — например, научиться давать обратную связь сотруднику.
Собрали примеры разных типов контента, которые можно использовать в курсе:
Рассмотрим некоторые типы контента подробнее.
Каталоги и списки. Это наглядный способ рассказать про историю организации, этапы разработки продукта и дать описание ключевым товарам.
Например, компания по производству светильников MW-LIGHT создала онлайн-каталог новых коллекций. Внутри все позиции подробно описаны: есть характеристики и преимущества каждой модели, а также фото, на которых подписаны детали светильников. Продавцы могут пользоваться каталогом во время работы, чтобы уточнить информацию о товаре.
Квиз. Это интерактивная викторина, в которой сотрудникам нужно отвечать на вопросы. Формат поможет эффективнее запоминать новую информацию, особенно если сделать подачу развлекательной. Например, можно добавить персонажа, как сделали в сети магазинов «ВкусВилл». В игре, где нужно правильно написать срок годности продуктов, пользователь не просто отвечает на вопросы, а побеждает дракона.
Обучающие видео. Часто людям проще смотреть и слушать, чем вчитываться в текст. Например, для обучения новых поваров рестораны «ТОМАТО» снимают видеоуроки по приготовлению основных блюд из меню. Спикер на видео одновременно готовит и комментирует все свои действия в процессе.
Игра с перетаскиванием объектов. Пользователь должен двигать в нужное место фрагмент текста или изображения. Например, в курсе компании «Кухни Экспресс» в одном из заданий нужно сопоставить свойства и выгоды от использования комплектующих гарнитура.
В этом упражнении элементы на экране нужно перетаскивать по экрану и соединять, как кусочки пазла
Игра «Горячие точки». В ней сотрудник должен выбрать правильную область на схеме или изображении. Например, менеджер по закупкам должен на карте выбирать правильную страну-поставщика определённых товаров. Это поможет запомнить, какая компания и откуда привозит каждую позицию.
Ролевые симуляции. Они нужны, чтобы сотрудники тренировали коммуникативные навыки в безопасной среде — без рисков сорвать сделку или испортить отношения с клиентом.
Например, в курсе компании Unilever можно разыграть диалог с воображаемым покупателем и научиться предлагать дополнительные товары и отвечать на возражения.
Контент для курсов можно создавать с помощью специальных конструкторов, а затем загружать готовые материалы в LMS (её ещё называют СДО) — систему дистанционного обучения.
Если у вас нет технических или дизайнерских навыков, выбирайте конструкторы, в которых легко разобраться. Например, iSpring Suite работает как надстройка к программе PowerPoint. Нужно создать слайды в привычном интерфейсе и выгрузить курс в LMS. В редактор встроены шаблоны для разных разделов, которые можно дорабатывать и менять на своё усмотрение.
В статье «Топ-5 редакторов электронных курсов» вы сможете познакомиться с лучшими инструментами и выбрать подходящий.
Шаг 5. Согласуйте план
Переделать курс на этапе построения плана гораздо проще, чем после того, как полностью продумали дизайн и подготовили материалы. Ещё до начала работы лучше предупредить коллег, что сначала вы сделаете план, а только потом приступите к содержанию курса. Сроки готовности плана и уроков тоже стоит оговаривать заранее, чтобы коллеги знали, сколько у них времени на правки и когда ждать готовый продукт.
Чтобы структуру было удобнее править и согласовывать, лучше использовать Excel-таблицы на облачном хранилище или канбан-сервисы с досками. Это удобнее, чем переписываться на почте или в мессенджере, где важные детали легко потеряются.
Какие дополнительные пункты можно включить в структуру курса
Модули и уроки — это основа любого онлайн-курса. Но есть ещё несколько элементов, которые можно добавить в план, чтобы проработать его детальнее.
Приветствие. Это первый слайд, который увидит клиент или руководитель, когда откроет структуру дистанционного курса. Разместите на нём название курса и его краткое описание.
Цели обучения. Распишите по пунктам, что пользователь будет знать и уметь, когда пройдёт курс.
Оглавление. Сделайте слайд с содержанием курса и ссылками на каждый модуль или урок, чтобы было удобнее быстро переключаться между ними.
Главное: как и зачем составлять структуру курса
- План нужен, чтобы структурировать всю информацию, которую вы хотите включить в курс. Он помогает разделить материалы на «главы» — модули, которые объединяют несколько уроков. Это облегчает работу над созданием контента.
- В структуру электронного курса можно включить не только название модулей и уроков, но и их краткое описание, цели обучения и типы контента, которые вы планируете использовать.
- План нужно согласовывать с руководителем или клиентом, чтобы сэкономить силы и время. Если в структуру курса внесут правки, их будет проще отработать, чем переделывать уже готовые уроки.