Учить взрослых непросто: часто они не готовы выделять время на обучение, а бывает, что вообще не считают нужным проходить корпоративные курсы. Ко взрослым нужно найти особый подход — этим уже давно занимаются учёные и психологи. Они исследуют возможные проблемы и предлагают методы обучения взрослых.
В статье расскажем:
- Какие теории обучения существуют и как выбрать подходящую.
- Какие особенности обучения взрослых нужно учесть и как преодолевать трудности.
- Как повысить мотивацию сотрудников учиться.
Что такое теория обучения взрослых
У взрослых уже есть сформированные черты характера, принципы и жизненный опыт, которые формируют стиль обучения. Именно поэтому методы обучения взрослых отличаются от способов, которыми передают знания детям.
Теории обучения взрослых — это исследования особенностей, как люди с опытом усваивают информацию и получают новые навыки. |
Детей обычно учат в классах, где ведущая роль принадлежит учителю: он отвечает за весь процесс и контролирует учеников. Взрослым такой формат не подходит. Они более самостоятельны, поэтому могут сами планировать обучение и нести ответственность за результат. Взрослым интереснее и проще учиться на практике или в паре, где роль учителя заменяет наставник, который только лишь направляет.
Сравнить обучение детей и взрослых можно по основным аспектам: основе, мотивации, среде, роли преподавателей и проблемам, с которыми люди могут столкнуться при обучении. Рассмотрим отличия в таблице.
Аспект | Дети | Взрослые |
Основа для обучения | Базовые знания о мире | Базовые знания о мире + жизненный и профессиональный опыт |
Мотивация | Внешняя, а не внутренняя. Чтобы ребёнок не потерял интерес, надо использовать методы вовлечения | Внутренняя: взрослые знают, зачем учатся. Им обычно не нужна усиленная внешняя мотивация |
Среда обучения | Иерархическая структура, в которой преподаватель главный | Могут самостоятельно организовывать обучение и сотрудничать |
Роль преподавателя | Учитель — ключевая фигура | Учителем может быть наставник, коллега или эксперт, который проводит практическое обучение |
Проблемы | Ограниченная концентрация внимания, недостаток самостоятельности | Страх неудачи, сложности с организацией времени |
Однако у взрослых уже есть определённый эмоциональный багаж, жизненный опыт и чёткие убеждения в том, что правильно, а что нет. Это может создать дополнительные сложности.
Трудности в обучении взрослых
Рассмотрим, с какими проблемами приходится чаще всего сталкиваться в корпоративном обучении и как их можно избежать.
Взрослых сложнее вовлекать в процесс
Из-за плотного графика и семейных дел взрослые не готовы тратить много времени на обучение. Именно поэтому важно создавать такую среду, в которой у сотрудников будет меньше отвлекающих факторов. Также позаботьтесь о том, чтобы у пользователей был простой доступ к тренингам — тогда они смогут проходить курсы в перерывах между делами или перед сном.
Чтобы работникам было удобно проходить тренинги, лучше создать курсы на платформе дистанционного обучения (LMS). На неё получится загрузить обучающие видео и статьи, добавить тесты и диалоговые тренажёры. Разнообразный контент не даст сотрудникам заскучать во время обучения, поэтому меньше вероятность, что пользователи забросят курс на середине. Часто тренинги, загруженные в LMS, можно проходить как с компьютера, так и с телефона, а иногда для этого даже не нужен интернет. Это удобно: сотрудники смогут учиться в любом месте и в любое время.
О видах LMS, их преимуществах и недостатках можно прочитать в статье «Что такое LMS?». А выбрать подходящую платформу дистанционного обучения поможет обзор топ-9 отечественных и зарубежных СДО для корпоративного обучения.
Слабая мотивация к обучению
Взрослые меньше вовлечены в обучение, если они не понимают, какую пользу оно им принесёт. Именно поэтому необходимо учитывать интересы работников и показывать им, как благодаря тренингу они смогут вырасти профессионально.
Например, компания «ВкусВилл» не только обучает персонал полезным навыкам, но и демонстрирует, как новые знания могут сказаться на карьерном росте. Один из микрокурсов от «ВкусВилл» называется «Как я купила айфон, увеличив средний чек». В нём сотруднику рассказывают, из чего складывается выручка магазина и как на неё можно повлиять, чтобы самому заработать больше.
Взрослым необходимо подтверждение эффективности обучения
Сотрудники могут считать корпоративное обучение бессмысленным, потому что не замечают связи между личным развитием и общей эффективностью корпорации. Чтобы работники были заинтересованы в обучении, нужно показать, что от них зависит успех предприятия в целом.
Синдром самозванца
Люди с синдромом самозванца, как правило, не верят в свои силы, чувствуют себя некомпетентными и обесценивают достижения. Они часто боятся ошибиться и услышать в свой адрес критику. Это неизбежно приводит к страху неудачи и усложняет обучение.
Чтобы помочь сотрудникам, нужно ставить им чёткие цели, обращать внимание на достижения и создавать позитивную атмосферу. Для этого в онлайн-курсах используется геймификация, система поощрений и обратная связь в тестах.
Например, многопрофильный российский холдинг S8 Capital за пройденные тренинги даёт сотрудникам виртуальные баллы. На корпоративном портале их можно потратить на подарки — толстовки, рюкзаки, книги. В призах есть даже сертификат на сокращённую пятницу.
Сравнение теорий обучения
Разобраться, как обучать взрослых, проще, если знать основные теории и взять за основу наиболее подходящую. Выбор зависит от того, какие цели компания ставит и с какими проблемами сотрудники сталкиваются во время работы.
Сравнили шесть наиболее популярных теорий обучения — давайте рассмотрим их особенности и разберёмся, для каких ситуаций лучше всего подходит каждая из теорий.
Основные теории обучения взрослых
Рассмотрим подробнее каждую из теорий, приведённых в таблице.
Андрагогика
Теория фокусируется на особенностях взрослых и их отличиях от детей. Она получила развитие в 1970-е годы благодаря работам американского педагога Малкольма Ноулза. Он сформулировал следующие принципы обучения взрослых:
- Работники должны понимать, зачем им проходить курс. Они заранее изучают, какие получат преимущества от тренинга и какие могут быть негативные последствия от отказа его пройти. Именно поэтому хорошо, если взрослые будут участвовать в разработке плана обучения.
- Взрослым нужно быть самостоятельными, нести ответственность за свои решения и жизнь. Они ожидают, что другие будут оценивать и воспринимать их так же.
- Опыт взрослых может быть разным, поэтому в обучении нужны индивидуальные стратегии. Акцент в курсе нужно делать на методах, которые используют накопленный опыт сотрудников.
- Взрослым нужно понимать, как курс поможет выполнять текущие задачи или решать проблемы, с которыми они сталкиваются в жизни. Слушатели должны иметь возможность сразу применить знания в работе или в жизни.
- Взрослые могут проходить курс из-за внешних мотиваторов, таких как высокая зарплата или повышение в должности. Но больше на сотрудников действует внутренняя мотивация: самооценка, качество жизни, стремление повысить удовлетворённость работой.
Таким образом, особенность андрагогики в том, что фокус идёт не только на результат, но и на процесс обучения. Взрослые активно участвуют в создании программы — от постановки задач курса до оценки своих результатов, — поэтому обучение проходит эффективно.
Трансформационное обучение
Теория основана на том, что в результате обучения можно не только получить знания, но и изменить мировоззрение — такое предположение выдвинул американский социолог Джек Мезиров. Он утверждал, что у каждого человека есть собственные представления, убеждения и ожидания — они формируют индивидуальную картину мира. Цель во время обучения — посмотреть на предвзятые установки под другим углом.
Теорию трансформационного обучения рекомендуется использовать, если нужно изменить убеждения сотрудников. Например, работник может хорошо усвоить знания о техниках продаж, но не применять их, потому что они не соответствуют его представлениям об этичности. Допустим, консультант считает, что предлагать помощь покупателю — это навязчиво, поэтому ждёт, когда клиент сам обратится с вопросом.
В трансформационном обучении рекомендуется использовать следующие практические приёмы:
- Давать задания на выявление дилемм — предлагать упражнения, в которых есть противоречия. Для выполнения таких заданий нужно изучить противоположные мнения.
- Знакомить сотрудников с новыми взглядами — предлагать разную литературу, приглашать лекторов с различными подходами к одной и той же проблеме, проводить экспериментальные мероприятия. Так сотрудники увидят многообразие убеждений и легче поставят под сомнение свои устоявшиеся взгляды.
- Поощрять критическое мышление — стимулировать обсуждения, ведение дневника или рефлексивного письма, чтобы сотрудники могли проверить свои предположения.
- Стимулировать критический дискурс — поощрять открытое обсуждение и дебаты.
Теория трансформационного обучения предполагает, что сотрудники будут много общаться лично, поэтому её сложно реализовать в онлайн-курсах. Если провести очные встречи невозможно, стоит использовать формат видеоконференций или прямых эфиров.
Эмпирическое обучение
В основе теории лежит предположение, что взрослые эффективнее получают знания на практике и через работу над ошибками. Методику разработал американский психолог и теоретик обучения взрослых Дэвид Колб. Он выделил четыре этапа эмпирического обучения:
- Конкретный опыт — человек попадает в ситуацию, когда нужно действовать и получать новый опыт.
- Рефлексивное наблюдение — осмысление полученного опыта. В этом процессе сотрудник замечает сильные и слабые стороны решения, принятого на предыдущем этапе.
- Абстрактная концептуализация — изучение новых подходов. Работник делает выводы из полученного опыта и формулирует новые гипотезы, которые помогут избежать проблемы в будущем.
- Активное экспериментирование — применение новых знаний на практике.
Эмпирическое обучение предполагает активные действия. В онлайн-курсах их можно реализовать с помощью ролевых игр, практических заданий с элементами геймификации, обсуждения полученного опыта в чате или на онлайн-вебинаре с другими сотрудниками.
Самонаправленное обучение
Теория основана на предположении, что взрослые готовы брать ответственность за своё образование. Методологию разработал американский педагог Малкольм Ноулз. По его мнению, люди сами определяют свои потребности в знаниях, находят нужные ресурсы, реализовывают стратегию обучения и оценивают её успех.
Главное в этой теории — собственные инициатива и ответственность. При самостоятельном обучении люди развивают дисциплину.
Проектно-ориентированное обучение
Методика разработана американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Она направлена на то, что при обучении люди должны на практике искать решение проблем. Допустим, сотрудники работают над проектом, но получают знания не напрямую от преподавателя, а в процессе работы. При этом куратор даёт обратную связь, а работники анализируют результаты и дорабатывают решение.
В проектно-ориентированном обучении люди активно взаимодействуют друг с другом: обсуждают задачи, работают в команде. Именно поэтому в онлайн-курсах совместно работают над облачными документами, используют чаты и подключаются на вебинары в прямом эфире.
Обучение действием
Теорию разработал британский учёный Рег Реванс. В её основе — предположение, что сотрудники лучше запоминают информацию, когда обучение идёт на реальной ситуации. Например, если люди работают в командах и решают реальную проблему, которая затрагивает общество или бизнес. Процесс разделён на три шага:
- Ознакомиться с информацией о проблеме и узнать детали.
- Подумать, что можно сделать для решения проблемы.
- Действовать, чтобы решить проблему.
Чтобы обучение было эффективным, команде нужен наставник. Он должен направлять обсуждения и контролировать действия участников.
Как повысить вовлечённость взрослых в обучение
Независимо от того, какую теорию обучения вы выбрали, важно удержать внимание взрослых и вовлечь их в процесс. В этом помогут восемь эффективных методов, основанных на психологии обучения.
Привлекайте сотрудников к планированию обучения. Чтобы повысить мотивацию взрослых, позвольте им управлять ходом обучения. Например, выбирать время и порядок прохождения уроков в онлайн-курсе, а также решать, какой уровень сложности пройти.
Добавляйте задачи на решение проблем. Важно показывать, какую реальную проблему люди смогут решить, если освоят новые знания. Для этого нужно создать ситуацию, в которой сотрудники применят теорию.
Например, в компании Cozy Home используют диалоговые тренажёры. В них имитируется разговор сотрудника и покупателя. Работники попадают в стандартные ситуации с клиентами и выбирают реплику-ответ из предложенных. Так продавцы учатся грамотно отвечать на вопросы без риска сорвать сделку и отрабатывают знания на реальных ситуациях.
Поощряйте критическое мышление. Стимулирование сотрудников анализировать свой опыт и заставляйте их смотреть на выводы под разными углами зрения. Размышления побуждают устанавливать связи между новым материалом и предыдущими знаниями.
Предоставьте автономию. Излишний контроль во время обучения убивает мотивацию. Дайте сотрудникам больше автономии — например, возможность самостоятельно определять направление курса. Работники активнее включатся в обучение, потому что будут чувствовать собственную ответственность и независимость.
Обращайтесь к эмоциям. Важно не только передавать знания, но и эмоционально вовлекать сотрудников в обучение. Стимулируйте их общаться, делиться историями и опытом. Работники с большей вероятностью запомнят информацию, если не только прослушают или прочитают материал, но и будут участвовать в обсуждениях.
Создайте историю. Используйте сторителлинг. Например, введите персонажа, который будет помогать сотрудникам разбираться с новыми темами и выполнять задания.
Например, для супермаркетов «МАКСИ» курс по манипуляциям «преподавал» Остап Бендер из «Двенадцати стульев». В обучении использованы сюжеты из фильма, на их основе созданы диалоговые тренажёры. Задача сотрудника — противостоять великому комбинатору, не поддаться на уловки и собрать все 12 стульев как награду.
Приводите вдохновляющие примеры. Рассказывайте о других сотрудниках, которые уже закончили обучение. Показывайте, как им помог тренинг и каких успехов они смогли достигнуть.
Поощряйте внутреннюю мотивацию. Должна быть не только внешняя мотивация обучения — нужно показать сотрудникам, что есть радость от процесса и от собственных достижений. Повышайте внутреннюю мотивацию сотрудников, стимулируя их любопытство, жажду достижений, желание профессионально вырасти.
Читайте также: Что такое современное электронное обучение?
Как обучать взрослых: выводы
Учить зрелых людей непросто. Сначала рассмотрите основные теории и определите цели курса. Затем выберите наиболее подходящие методики, это можно сделать по сравнительной таблице.
Не забывайте об особенностях обучения взрослых и учитывайте возможные трудности: дефицит времени, непонимание целей курса, низкую мотивацию и синдром самозванца. Чтобы повысить вовлечённость, используйте методы, основанные на психологии обучения. Если пройти все эти шаги, сотрудники будут учиться с удовольствием, а компания достигнет запланированных результатов.