Системы дистанционного обучения используют различные форматы в зависимости от целей и задач обучения. Форматы курсов в дистанционном обучении (SCORM, Tin Can, cmi5, aicc) — набор правил, которые определяют порядок взаимодействия платформ дистанционного обучения с учебным контентом, хранящимся на сервере. Электронные учебные материалы создают в форматах SCORM, Tin Can cmi5, aicc, чтобы они могли работать на всех системах дистанционного обучения. Эти форматы — устоявшийся стандарт, как .docx .pdf для текстовых документов.
В статье мы рассмотрели 5 основных форматов, применяемых в дистанционном обучении:
- AICC HACP
- SCORM 1.2
- SCORM 2004
- Tin Can (xAPI)
- cmi5
Мы расскажем о функционале каждого из форматов, их сильных и слабых сторонах. В конце статьи вы найдете сводные данные по каждому формату.
Из этой статьи вы узнаете, какие стандарты наиболее перспективны в дистанционном обучении, чтобы выбрать современное авторское средство и систему дистанционного обучения.
AICC — первый eLearning-формат
Название происходит от Aviation Industry Computer-Based Training Committee, что переводится как Комитет по Компьютеризованному обучению авиационной промышленности. Первоначально стандарт был создан для обучения в авиационной промышленности, в значительной степени основанной на изображениях и симуляциях. Формат был создан в 1980-м году и стал самой первой разработкой, применявшейся в системах электронного обучения.
В 1998-м году к стандарту aicc был добавлен веб-интерфейс HACP, что позволило избежать междоменных проблем в сценариях.
На протяжении своего существования стандарт aicc неоднократно дорабатывался и обновлялся, но ему становилось все тяжелее соответствовать требованиям технического прогресса. Тем не менее именно благодаря aicc разработчики LMS смогли адаптировать видеоконтент под мобильные устройства. Некоторые из приемов aicc до сих пор используются в современных платформах.
В пакете aicc содержатся от 4 до 7 файлов, имеющих определенные расширения. 4 из них обязательные: файл описания курса, присвоения, файл-дескриптор и файл структуры курса. Остальные файлы необязательные: взаимосвязи объектов, предпосылок и требований. В эти пакетах могут быть веб-страницы, графика, программы на языке Javascript, флеш и другие ресурсы, обрабатываемые веб-браузерами.
В последние годы aicc дорабатывают в новый формат cmi5, о нем расскажем далее. Формат aicc безвозвратно теряет свои позиции в отрасли электронного обучения.
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Можно размещать контент на отдельном сервере; | Функции ограничены, невозможно отслеживать прогресс; |
Поддерживает безопасную передачу данных HTTPS. | Формат устарел и провайдер электронного обучения не применяют |
SCORM (1.2 и 2004) — универсальный стандарт электронного курса
SCORM (Sharable Content Object Reference Model) — «Эталонная модель объектов контента для совместного использования». Формат был разработан при инициативе Advanced Distributed Learning (ADL — Передовое Распределенное Обучение) в 1999 году. Формат представляет собой набор стандартов и спецификаций для LMS.
SCORM — это улучшенная версия стандарта aicc, и на данный момент это самый популярный универсальный стандарт создания онлайн-контента, который до сих пор поддерживается большинством LMS До внедрения этого формата было довольно сложно интегрировать курсы с системой обучения, если содержание не было адаптировано к конкретной платформе.
В SCORM 1.2 учащийся не ограничен строгой последовательностью выполняемых заданий и может свободно выбрать любую часть учебного курса. План урока можно адаптировать в зависимости от знаний ученика, статистика успеваемости строго фиксируется, но при этом данные не защищены от постороннего воздействия. SCORM определяет связь между контентом учащегося и СДО, а также способ упаковки содержимого в ZIP-архив.
В последней версии стандарта SCORM 2004 появилась функция секвенирования — это правила, определяющие порядок объектов учебного курса, который должен просматривать ученик. В данном формате обучающийся может делать закладки в местах, где он достигает определенного прогресса, и хранить достигнутые результаты.
Несмотря на то, что фактически SCORM — это лучший вариант aicc, он сильно ограничен безопасностью браузера и запрещает связь между контентом и LMS, обслуживаемым из разных доменов. Aicc HACP более гибок в этом отношении. Стоит также отметить, что SCORM фактически заимствовал некоторые аспекты из aicc. Например, связь во время выполнения в SCORM относится к предыдущей работе aicc.
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Публикация и воспроизведение контента на различных платформах; | Нечастые обновления, последние датируются 2009 годом |
Отслеживание завершения курса и потраченного времени | Нет возможности детализировать отчеты |
Возможность архивировать устаревшее содержимое в стандартном узнаваемом формате | Отсутствие углубленного анализа активности пользователей |
Разработка базового контента или сложных курсов с высокими производственными затратами | Традиционный контент SCORM основан на Flash, что может вызвать проблемы на новых платформах и мобильных устройствах, поскольку официально поддержка флеша заканчивается в 2020 году |
Если остались вопросы о возможностях и принципе работы формата SCORM, смотрите в следующем ролике:
Tin Can (xApi) — улучшенный Scorm-стандарт
Tin Can (он же Experience API, или xAPI) — это набор спецификаций, при котором обучающие системы имеют возможность коммуницировать между собой, отслеживая и фиксируя учебные занятия.
Когда был представлен формат Tin Can, многие специалисты предсказывали неизбежный упадок интереса к SCORM, но этого не произошло.Tin Can значительно расширил количество информации о процессе обучения, которые обучающий курс передает в СДО, а именно:
- отслеживание успехов ученика во всех деталях,
- поддержка обучающих симуляторов,
- возможность внести отметки и результаты, полученные в режиме реального обучения.
Tin Can также создан компанией ADL и является преемником SCORM, он регистрирует активность учащихся и хранит данные для дальнейшего использования. Главное его преимущество в использовании функции Learning Record Store (LRS — хранилище учебных записей): данные об активности учащегося хранятся в архиве LRS и передаются в СДО при выходе в Интернет, при этом весь прогресс обучения сохраняется. То есть для обучения не обязательно наличие активного соединения с веб-браузером.
Формат электронного обучения Experience API удобен при использовании на мобильных устройствах, он воспроизводится на телефонах и планшетах. Tin Can поддерживает открытый протокол авторизации OAuth, это значит, что данные о результатах обучения довольно сложно фальсифицировать.
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Передает статистику по процессу обучения | Не все современные LMS поддерживают формат |
Поддержка различных сценариев обучения: игры, моделирование и симуляция, смешанное обучение | Для работы формата нужен отдельный инструмент LRS, который может быть интегрирован в LMS или работать как отдельный сервис |
Ведется учет всех действий учащегося во время прохождения курса | |
Для обучения и сохрарения статистики не обязателен Интернет | |
Данные курса защищены надеженее, чем в SCORM |
Корольков Алексей, генеральный директор Websoft, о разнице между форматами SCORM и Tin Can:
Стандарт cmi 5 — компромисс между функциональностью xApi и универсальностью SCORM
Специалисты AICC разработали новый формат сmi5 (Computer Managed Instruction), который позволит избежать многих проблем, связанных с обменом данными на основе языка программирования EMCAScript. Новый формат cmi5 был создан, чтобы исправить недостатки SCORM (отсутствие поддержки мобильного обучения, передача данных только внутри своей системы) и недостатки xAPI (сложная реализация формата). В 2016 году новый формат электронных курсов cmi 5 стал доступен для широкой публики.
Фактически cmi 5 — это надстройка над xAPI, позволяющая использовать его в классических СДО. Старые платформы не поддерживают xAPI, поэтому cmi 5 поддерживает мобильное обучение, учащиеся могут проходить курсы в приложениях даже при отсутствии Интернета. Все достижения и прогресс сохраняются и передаются в LMS как только пользователь выходит онлайн.
Также cmi 5 позволяет отслеживать любую деятельность студента, включая аудио и видеосообщения, эссе, моделирование, фотографии. Возможно включение интерактивных элементов обучения, социальных техник и игр.
В то время как при использовании SCORM пакета учебные материалы хранятся на одном сервере с СДО, cmi 5 позволяет распределенному контенту размещаться практически в любом месте, не вызывая проблем с производительностью.
Достоинства:
- возможность обучения в режиме оффлайн с последующей синхронизацией;
- беспроблемная реализация: если есть навык работы с xAPI, установка не потребует дополнительных усилий;
- улучшенная производительность и совместимость со всеми LMS;
- отслеживает любое действие учащегося.
Сравнительная таблица форматов
Критерий оценки | AICC | Scorm 1.2 | Scorm 2004 | Tin Can (xApi) | CMI5 |
---|---|---|---|---|---|
Простая реализация формата | — | — | — | +/- | + |
Расширенные возможности отслеживания | — | — | — | + | + |
Онлайн и оффлайн доступность | — | — | — | + | + |
Совместимость с мобильными устройствами | — | — | — | + | + |
Функция секвенирования | — | — | + | + | + |
Последовательность курсов | — | — | + | + | + |
Завершение, отслеживание потраченного времени, неудач | + | + | + | + | + |
Расширенное отслеживание (игры, автономное обучение и пр.) | — | — | — | + | + |
Единый балл отчетности | — | + | + | + | + |
Отчеты с несколькими баллами | — | — | — | + | + |
Отсутствие междоменных ограничений | +/- | — | — | + | + |
Вывод
Каждый из представленных форматов обладает как достоинствами, так и недостатками, и выбор подходящего протокола зависит от вида контента, который необходимо представить в обучении, и типа LMS, который будет воспроизводить курс. Старые стандарты уже не могут соответствовать современным требованиям электронного обучения к интерактивному контенту и масштабируемости.
xApi предоставляет широкие возможности для реализации курсов, но остается невостребованным из-за своей абстрактности и непонятности. Поэтому разработанный еще в 1999 году Scorm до сих пор занимает лидирующие позиции на рынке дистанционного обучения. Но если потребуется воспроизвести SCORM курс на мобильном устройстве, могут появиться сбои в работе.
Сmi 5 — это новый игрок на поле дистанционного обучения, разработчики учли как плюсы, так и минусы предыдущих версий. Будучи надстройкой над xApi, он делает формат более узким и пригодным для привычного использования. При этом для пользователей cmi 5 дает более широкие возможности: обучение на любых мобильных устройствах без использования интернета, агрегация данных в LRS и многое другое. От других форматов также его отличает простота внедрения и удобный процесс обучения.